Дыхание в ходе всплытия.

Погружения продвинутого типа, какими являются погружения с проникновениями, требуют значительно более тщательного планирования, чем обычные погружения любительского уровня. Многие честолюбивые или новенькие “техно”-дайверы часто недоумевают, отчего столь многочисленные подводники, достигшие уровня ADVANCED, довольствуются короткими и простыми погружениями на 18 метров. Реальность заключается в следующем: есть некая прелесть в том, чтобы сойти с кормы судна с минимальным количеством оборудования, не торопясь поплавать вокруг и привычным образом закончить погружение, когда компьютер или SPG покажет окончание дайва. У аквалангиста, осуществляющего погружения на затонувшие объекты, жизнь не настолько проста – всегда возникают те или иные спорные вопросы. Первая задача состоит в том, чтобы удостовериться, что у нас достаточно газов для осуществления спуска, проникновения, выхода из рэка, для проведения декомпрессии и выхода на поверхность. Вторая задача – в том, чтобы газа оказалось достаточно для непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть, нарушив весь составленный план. Мы так же не должны забывать про следующие возможные ситуации: мы всплываем, а корабля нет на месте; собираемся покинуть затонувшее судно, а выход оказывается заблокированным; у нас возникают различные сбои в работе оборудования или не хватает газа. Список можно продолжать до бесконечности, так что теперь вы точно поняли, что до начала погружения у нас должен быть четкий план. Как и при составлении любого плана, в нашем случае для начала необходима некая исходная информация. Нужно знать предполагаемую глубину погружения, маршрут, протяженность и длительность предполагаемого проникновения и, в соответствии с этим, схему декомпрессии. Необходимо учесть, как дышат члены группы, рассчитать, сколько и какого газа вам потребуется, и последнее, но не менее важное, – как благополучно завершить погружение в чрезвычайной ситуации. Подводник, осуществляющий погружения с проникновениями, должен уметь просчитать расход воздуха/ газа. К сожалению, в некоторых учебниках это изначально преподносится в готовом виде. Тем не менее, в начале нашего следующего раздела мы остановимся поподробнее именно на этом вопросе и первым шагом для определения степени расходывания воздуха будет ознакомление с базовыми понятиями. Одни термины покажутся старыми, другие – новыми, а некоторым понятиям мы присвоим новые имена для облегчения формулировки. Вот краткий список терминов: АТА – абсолютное атмосферное давление. Это – основная единица измерения, используемая в дайвинге для расчета давлений различных сред. Используется, в основном, из-за того, что в атмосферах считать значительно легче, чем, например, в 14.684 фунтах на квадратный дюйм или в любых других из имеющихся единиц измерений. Формула для расчета АТА следующая: АТА = (Глубина fsw/33) = 1. из практических соображений 1 атмосфера считается равной давлению в 1 бар. РАТА – абсолютное давление в атмосферах. Представляет собой другой способ выражения АТА, преимущество которого заключается в присоединении дополнительного символа/ добавочной буквы, что приводит в замешательство не только новичков, но и опытных подводников. Бар – метрическая единица измерения давления. Используется и при подсчете глубины, и в манометре – для отображения давления . 1 бар=0,987psi. Для определения давления в барах на глубине необходимо: Глубина в метрах /10 + 1. Глубина. – В нашем случае берутся данные манометра или подводного компьютера, которые отображают реальное положение в толще воды. Измеряется в метрах или футах. ОВЛ – объем вентиляции легких. Под данным термином подразумевается количество воздуха, поступающего в легкие и выходящего из них за 1 полную минуту. В некоторых источниках ОВЛ используется как альтернативная единица к нижеследующему термину. Во избежание возможной путаницы уточним, что в этом тексте ОВЛ будет использоваться для обозначения объема газа исключительно на глубине и выражаться в кубических футах или литрах. ПЛВ – поверхностная легочная вентиляция. Речь идет о количестве воздуха, расходываемого аквалангистом за 1 полную минуту на глубине 0 футов/ метров. Для облегчения расчетов мы будем всегда определять ОВЛ с самой поверхности, пользуясь ПЛВ. По состоянию на сегодняшний день более корректно было бы вести речь об уровне расходывания дыхательной смеси на поверхности, поскольку в настоящее время многие аквалангисты выбирают не воздух, а другие газы. V – объем баллона, т.е. количество газа, содержащееся в баллоне для подводного плавания и измеряемое в кубических фунтах или литрах. В США под номинальной вместимостью баллона подразумевается рабочий объем баллона, если он “забит” полностью. Например, в стандартном алюминиевом баллоне на 80 единиц содержится приблизительно 80 кубических фунтов газа при psi =3000. При расчете используемого газа мы будем говорить о номинальной емкости баллона вне зависимости от действительного давления в баллоне. V – метрический объем баллона. – В странах с метрической системой давление обычно рассчитывается в барах (1 бар = 1 атм), а единицей измерения объема являются литры. Подобное измерение обычно называют объемом воды, поскольку вода является несжимаемой и с ее помощью можно определить действительный внутренний объем баллона. Например, в упоминаемом нами алюминиевом баллоне на 80 единиц содержится немногим более 11 литров воды. При данном способе определения объема баллона значительно упрощается подсчет расхода газа. Для определения полного объема используемого газа в литрах (в метрическом баллоне) необходимо умножить объем воды на номинальное давление баллона. При использовании стандартного алюминиевого баллона на 80 единиц умножаем 11 литров на 206 бар, у нас получается 2266 литров используемого газа. ДБ – давление в баллоне. Для наших расчетов мы будем пользоваться номинальным давлением газа в баллоне для подводного плавания, однако аквалангисты должны понимать показания своего манометра. В английской системе измерений давление измеряется в psi, в метрической системе – в барах. ПК – переводной коэффициент (английский). Для его определения разделим номинальную вместимость баллона (V) на давление в баллоне. Метрический ПК – это количество литров при давлении в 1 бар. При обычных метрических измерениях переводной коэффициент соответствует номинальной вместимости баллона. Тем не менее, для определения всего объема газа в полностью “забитом” баллоне необходим еще 1 шаг. См. пункт о метрическом объеме баллона. Постоянная для баллона. – Под ней понимается число кубических футов газа на каждые 100psi. Однако, для определения соответствия газов или подсчета расхода газов удобнее считать в 100psi . Для определения постоянной для баллона умножаем переводной коэффициент на 100 (по английской системе) или номинальную вместимость на 10 ( в метрической системе). МПБ – метрическая постоянная для баллона – это количество литров газа на каждые 10 бар. Определяется по номинальной вместимости метрического баллона, умноженной на 10. Таким образом, МПБ для 11-литрового баллона будет: 11 х 10 = 110 литров. А теперь воспользуемся приведенными понятиями и решим пример по расходу воздуха: По английской системе: аквалангист со спаркой из 2-х алюминиевых баллонов на 80 единиц (160 кубических футов при давлении 3000 psi) опускается на 33 фута. Находясь на заданной глубине, он плывет в нормальном темпе, внимательно следит за расходом воздуха, а через 10 минут записывает полученный результат, т.е. в начале – 2700 psi, по окончании – 2420 psi, израсходовано 280 psi . По метрической системе: аквалангист со спаркой из 11-литровых цилиндров, в каждом из которых давление составляет 206 бар, осуществляет погружение на 10 метров. Находясь на заданной глубине, он плывет в нормальном темпе, внимательно следит за расходом воздуха, а через 10 минут записывает полученный результат, т.е. в начале – 200 бар, по окончании – 181 бар, использовано 19 бар. Сначала необходимо определить поверхностную легочную вентиляцию, единицы измерения будут psi/минуту или бар/минуту. Рассчитаем АТА или давление в барах на заданной глубине: Английская система: (33 фута/33) + 1 = 2 АТА Метрическая: (10 метров/10) + 1 = 2 бара Следующим шагом переведем PSI или израсходованные бары в поверхностный эквивалент: Английская система: 280 psi /2 АТА = 140 psi. Метрическая: 19 бар / 2 бар = 9,5 бар. Теперь нам известно, что за 10 минут подводник израсходовал 140 psi или 9,5 бар. Таким образом: По английской системе: 140psi / 10 мин = 14 psi в минуту расходуется По метрической системе: 9,5 бар / 10мин = 0,95 бар/минуту. Итак, нам известно количество газа, израсходованное подводником, и в барах, и в psi. Теперь нам надо перевести его в футы или литры. Подсчеты по давлению интересны лишь в том случае, если аквалангист постоянно пользуется одним и тем же баллоном с неизменными данными по объему и рабочему давлению. Однако это нельзя отнести к подводнику, осуществляющему погружения с проникновениями. Для преобразования в кубические футы мы должны определить переводной коэффициент: разделим объем баллона на давление в баллоне, т.е. в нашем случае 160 / 3,000 = 0,053. Из этого следует, что при изменении показаний манометра на 1psi нами расходуется 0,053 кубического фута газа. Чтобы перевести это в кубические футы, необходимо умножить объем израсходованного газа (psi/мин) на переводной коэффициент (ПК): поверхностная легочная вентиляция ПЛВ = psi /мин х ПК. ПЛВ = 14 х ,053 = ,742 , что приблизительно равно полному расходу в ,75 кубических футов в минуту. Метрический способ: для получения показаний в литрах нужно просто обратиться к номинальной вместимости баллона. В нашем случае в спарке из 11-литровых баллонов будет 22 литра газа. Это говорит нам о том, что каждый раз, когда показания манометра изменяются на 1 бар, нами расходуется 22 литра газа. Для того, чтобы преобразовать полученное значение в объем, надо просто умножить 22 на израсходованное количество бар/минуту: ПЛВ = 0,96 бар х 22 литра = 21,1. Таким образом, полный расход составит 21,1 литра в минуту. Теперь нам известна поверхностная легочная вентиляция аквалангиста. Это можно использовать при планировании последующих погружений. Например, этот человек собирается на 66 футов (20 метров) на 60 минут, чтобы осуществить проникновение на затонувший корабль. Он предполагает, что спуск вместе с выполнением проверки займет у него 2 минуты. Он также предполагает, что ему понадобится 20 минут, чтобы дойти до максимальной точки проникновения, и еще 20 минут, чтобы вернуться к спусковому канату, по пути заматывая назад ходовой конец на катушку. Таким образом, у подводника остается запас по времени приблизительно в18 минут на тот случай, если возникнут какие-либо непредвиденные обстоятельства, из-за которых он может задержаться с подъемом на поверхность. Перед аквалангистом встает вопрос: сколько мне понадобится газа для завершения погружения с проникновением (планируется использование EAN32 при бездекомпрессионном дайве). По английской системе: первым шагом подсчитаем АТА на глубине дайва: 66 / 33 + 1 = 3 АТА. Теперь умножим это на величину поверхностной легочной вентиляции, чтобы узнать объем вентиляции легких (ОВЛ): ОВЛ = ,75 кубических футов х 3 АТА = 2,25 кубических фута в минуту. Метрический способ: В первую очередь подсчитаем давление в барах, оказываемое на подводника в ходе дайва: 20 метров / 10 + 1 = 3 бара. Теперь, для определения объема вентиляции легких в минуту умножим полученное давление на значение поверхностной легочной вентиляции: ОВЛ = 21,1 х 3 бара = 63,3 литра/минуту. В нашем примере за каждую минуту, проведенную на дне, подводником расходуется 2,25 кубических фута или 63,3 литра газа. В данном случае мы не принимаем во внимание спуск аквалангиста вниз, равно как и его подъем до остановки безопасности, т.е. расчет дайва ведется по максимальной глубине. (Конечно, можно рассчитать среднюю глубину дайва и получить более точные цифры. Это, однако, не столь важно, а полученные отклонения в расчетах мы постараемся использовать чуть позже.) Нам известно, что для достижения максимальной точки проникновения подводник может использовать не более 1/3 от имеющегося у него в распоряжении запаса газов. Кроме того, мы знаем, что аквалангист планирует затратить 22 минуты на спуск, выполнение S-навыка и на осуществление проникновения (2 минуты на спуск, проверка и 20 минут на само проникновение). Таким образом, необходимое количество газа составляет: по английской системе: 2,25куб.фута х 22 = 49,5 куб.фута. Не забывайте, что это только 1/3 часть от имеющегося в распоряжении газа, поскольку еще 2/3 необходимы для выхода и непредвиденных ситуаций. Таким образом: 49,5 куб.фута х 3 = 148,5 куб.фута. Теперь нам известно, что в соответствии с имеющимся дайв-планом аквалангисту требуется как минимум 148,5 куб.фута газа. Помните, что погружение осуществляется на глубину 66 футов; поскольку дайвер использует спарку из двух баллонов на 80, то емкость его баллонов больше необходимого всего лишь на 11 кубических футов, что составляет 6% от полного объема, и эквивалентно дополнительным 4 минутам донного времени. Метрический способ: 63,3 х 22 = 1392,6 литра. Не забывайте, что это только 1/3 часть от имеющегося в распоряжении газа, поскольку еще 2/3 необходимы для выхода и непредвиденных ситуаций. Таким образом: 1392,6 х 3 = 4177,8 или приблизительно 4178 литров. Теперь нам известно, что в соответствии с имеющимся дайв-планом аквалангисту требуется как минимум 4178 литров газа. Помните, что погружение осуществляется на глубину 20 метров; поскольку дайвер использует спарку из двух 11-литровых баллонов, то емкость его баллонов будет: 22 литра х 206 бар = 4532 литра. Это количество больше необходимого всего лишь на 354 литра, что составляет 8% от полного объема, и эквивалентно дополнительным 5 с лишним минутам донного времени. Надеюсь, к этому моменту вы уже начали осознавать, почему для погружений с проникновениями наиболее предпочтительными являются стальные баллоны высокой емкости. Если для данного погружения потребуются декомпрессионные остановки, то надо заранее рассчитать необходимое количество газа для декомпрессии. Во время декомпрессии работа должна быть минимальна – это подразумевают многие из подводников, а – кроме того- этого требуют положения гипербарической физиологии. Следовательно, чаще всего при расчетах газа для декомпрессии берется объем газа в минуту меньше, чем для “рабочей” фазы дайва. Для подсчета оставшейся легочной вентиляции надо просто повторить описанные выше вычисления, не принимая в расчет фазы плавания в умеренном темпе. Вместо этого подводнику следует прикинуть, где и когда именно он окажется в состоянии покоя, и оценить расход газа на этой фазе дайва, которая продлится 10 минут. Для того, чтобы побольше попрактиковаться в определении легочной вентиляции и поверхностной ЛВ, а также в применении полученной информации к каждому погружению, вам следует обратиться к вопросам, приведенным в конце раздела. Как вы теперь понимаете, скорость дыхания может оказаться отличной от той, на которую мы рассчитываем при составлении плана погружения. Другими словами, достаточно часто объем газа, необходимый для завершения дайва, оказывается решающим фактором, особенно во время “глубоких” погружений. Одной из самых трагических ошибок, которую совершают как начинающие, так и опытные аквалангисты, становится то, что расчет газов делается по минимальной планке. Опытные подводники убеждены, что доказательством закона Мерфи оказываются чьи-то жизни. И только бывалые знают, что Мерфи был оптимистом! Довольно часто аквалангисты преуменьшают свой запас по газам, сводя его к абсолютному минимуму. Это делается для того, чтобы не нарушать требований, предъявляемым к погружению. Но в конце концов выясняется, что нарушен даже план на непредвиденные обстоятельства, и тогда подводник оказывается в ситуации, близкой к летальной. Гораздо чаще подобные проблемы возникают при планировании по декомпрессионным газам, чем при расчете донных газов. По непонятным причинам многие аквалангисты с готовностью принимают правило о необходимом запасе по газам, равном 1/3, и при этом планируют 10% или около того для завершения дайва. Они не понимают, что если на дне возникают какие-то трудности, то это увеличивает не только расход газов, но и донное время, что в свою очередь продлевает декомпрессию. Подводники никогда не должны забывать, что дайв не заканчивается в тот момент, когда они возвращаются на борт корабля вместе со всем своим оборудованием. Так что планируйте себе газы так, чтобы вы могли дышать на всем пути до поверхности. Теперь, когда вам известны основные моменты, связанные с планированием с основным ограничивающим фактором и с запасом газов, давайте рассмотрим возможные непредвиденные обстоятельства. Одной из самых опасных ситуаций, с которой сталкиваются подводники в условиях надголовных сред, является катастрофический расход газов одним из членов группы. Это чрезвычайно серьезное обстоятельство, т.к. группе гораздо труднее выходить из затонувшего объекта, поскольку приходится делиться своими газами, при этом тратится дополнительное время. Это приводит к значительному увеличению донного времени, которое – как правило – даже превышает время, запланированное на выход. Другая основная проблема заключается в том, что у членов группы совершенно разный уровень расхода газов. Рассмотрим это на примере двух воображаемых аквалангистов – Молли и Дэвида. По английской системе: Молли – небольшая женщина, с чрезвычайно низким уровнем потребления газа – всего 0,4 куб.фута в минуту. Ее напарник – Дэвид, 188 см ростом, слегка полноватый, и его уровень потребления газов – 0,8 куб.фута в минуту. Они планируют совершить проникновение на рэк под названием “Мерфи”, лежащий неподалеку от острова N. Поскольку у Молли такое замечательное потребление газа, то она решает использовать спарку, в которой в каждом из баллонов содержится 80 куб.футов газа (всего 160 куб.футов). Чтобы не нарушать требований, предъявляемых к планам погружений, Дэвид берет баллоны большей емкости – в его спарке баллоны по 130 куб.футов каждый (всего 260 куб.футов), при этом он решает использовать не-изолирующий манифолд. И хотя их план погружения отличается от того плана, который мы уже рассматривали, давайте предположим, что Молли планирует израсходовать 43 куб.фута газа к тому времени, когда в ходе своего дайва они достигнут максимальной точки проникновения в условиях надголовных сред. Таким образом у Молли появляется гарантированный запас по газу сверх запланированных 33%. (43 / 160 = 27% х 2 = 54%, причем если предполагается, что расход газа будет одинаковый на пути туда и обратно, то резерв у Молли составляет 46%, т.е. 100% – 54% = 46%). Когда Дэвид достигнет той же точки, что и Молли, то он к этому времени израсходует приблизительно 86 куб.футов газа. В максимальной точке проникновения дайверы поворачивают назад, при этом Дэвид задевает своим манифолдом по надголовной среде. Результат катастрофичен – он теряет запас газа, поскольку нет возможности отсоединить один из баллонов из-за выбранного Дэвидом манифолда. Для осуществления аварийного выхода Молли вынуждена поделиться газом с напарником. В момент происшествия в баллонах у Молли оставалось 117 куб.футов газа, а для выхода на поверхность ей требовалось как минимум 43 куб.футов газа. Чтобы Дэвид мог выйти на поверхность, ему нужно было бы как минимум 86 куб.футов газа. Это означает, что для выхода двух подводников живыми на поверхность им в общей сложности не хватает 12 куб.футов газа: 117 – 43 – 86 = – 12. По метрической системе: Молли – небольшая женщина, с чрезвычайно низким уровнем потребления газа – всего 11,3 литра в минуту. Ее напарник – Дэвид, 188 см ростом, слегка полноватый, и его уровень потребления газов – 22,7 литра в минуту. Они планируют совершить проникновение на рэк под названием “Мерфи”, лежащий неподалеку от острова N. Поскольку у Молли такое замечательное потребление газа, то она решает использовать спарку из двух 11-литровых баллонов, давление составляет 200 бар (емкость баллонов составляет: 11 х 2 х 200 = 4400 литров). Чтобы не нарушать требований, предъявляемых к планам погружений, Дэвид берет баллоны большей емкости – в его спарке баллоны по 20 литров (всего 20 х 2 х 200 = 8000), при этом он решает использовать не-изолирующий манифолд. И хотя их план погружения отличается от того плана, который мы уже рассматривали, давайте предположим, что Молли планирует израсходовать 1230 литров газа к тому времени, когда в ходе своего дайва они достигнут максимальной точки проникновения в условиях надголовных сред. Таким образом, у Молли появляется гарантированный запас по газу сверх запланированных 33%. (1230 / 4400 = 27,9% х 2 = 55,8% или приблизительно 56%, причем если предполагается, что расход газа будет одинаковый на пути туда и обратно, то резерв у Молли составляет 44%, т.е. 100% – 56% = 44%). Когда Дэвид достигнет той же точки, что и Молли, то он к этому времени израсходует приблизительно 2470 литров газа. В максимальной точке проникновения дайверы поворачивают назад, при этом Дэвид задевает своим манифолдом по надголовной среде. Результат катастрофичен – он теряет запас газа, поскольку нет возможности отсоединить один из баллонов из-за выбранного Дэвидом манифолда. Для осуществления аварийного выхода Молли вынуждена поделиться газом с напарником. В момент происшествия в баллонах у Молли оставалось 3170 литров газа, а для выхода на поверхность ей требовалось как минимум 1230 газа. Чтобы Дэвид мог выйти на поверхность, ему нужно было бы как минимум 2470 газа. Это означает, что для выхода двух подводников живыми на поверхность им в общей сложности не хватает 530 литров газа: 3170-1230-2470 = -530 По этому, достаточно реалистичному, сценарию видно, что даже если в ходе планирования подводники не нарушают правило об 1/3, им все равно не хватает одинакового количества газа, чтобы выйти живыми на поверхность. Кроме того, в данном случае мы не принимали во внимание время, необходимое для осуществления подъема и декомпрессии, которое понадобилось бы по условиям этого погружения. Вдобавок ко всему, мы не заостряли внимание на том, что подъем мог проходить значительно медленнее, в условиях большого стресса, что неминуемо приводит к повышенному расходу газов в экстремальной ситуации. В ходе достаточно беглого подсчета видно, что у Молли было 3 варианта: 1. выбрать более быстрый путь из условий с надголовной средой, тогда оставался бы шанс на спасение, но только в том случае, если бы маршрут был известен заранее; 2. оставить Дэвида один на один в чрезвычайной ситуации; 3. завершить дайв таким образом, что вместо 1 смерти стало бы 2. Конечно, существует и четвертый способ: Молли могла бы поточнее спланировать погружение, чтобы у нее был достаточный запас газов, которым она могла бы поделиться с напарником в экстренной ситуации, если такая случится. С точки зрения математики, надо было бы просто предусмотреть запасной баллон на крайний случай. По английской системе: Для того, чтобы дойти до максимальной точки проникновения, Молли необходимо 43 куб.фута газа. Принимая во внимание правило об 1/3, это означает, что ей необходимо 43х2=86 куб.футов газа, чтобы дойти до намеченной точки и вернуться к выходу из рэка. Дэвиду, чтобы дойти до максимальной точки проникновения, понадобится 86 куб.футов газа. Помня о правиле об 1/3, столько же ему понадобится и для выхода. Если бы Молли предусмотрела 86 куб.футов газа вдобавок к тем 86, что требуются ей самой, то она бы спланировала свое погружение с баллонами, запас газа в которых превышал бы те 172 куб.фута, которые им так необходимы. Вернемся к началу задачи и убедимся, что если бы она взяла спарку из баллонов в 95 куб.футов, то скорее всего они с напарником смогли бы нырять и на следующий день. Конечно, возможен и такой вариант, когда планируется не столь глубокое проникновение, тогда в точке разворота у подводников был бы гораздо больший запас воздуха, необходимый им для завершения дайва. Этот способ сработает в том случае, когда в распоряжении не окажется баллонов нужной емкости, или если напарники заранее, до прибытия на место погружения, не подсчитают резервный запас газов для чрезвычайной ситуации. В соответствии с характеристиками 80-х баллонов, имеющихся в распоряжении у Молли (.053х100=5,32), нам известно, что в ее баллонах содержится 5,32 куб.фута газа на 100psi. Если ей необходимо 43 куб.фута газа, а ее напарнику 86 куб.футов, то мы видим, что для выхода этой паре понадобится 129 куб.футов газа. Если в каждых 100 psi содержится 5,3 куб.фута газа, то можно достаточно быстро разделить это количество на 129 и определить, что женщине понадобится чуть более 2400psi, чтобы осуществить безопасный выход вместе с Дэвидом. Таким образом, давление, необходимое Молли для дайва, становится 2400 psi вместо запланированных ею 2000psi в обычных условиях. Обратите внимание на то, что нет необходимости повторять эти расчеты на тот случай, если потеря запасов газа произойдет у Молли, поскольку резервный запас газа в размере1/3 части у подводника, дышащего больше, всегда покроет потребности в газе того подводника, кто тратит газа меньше. По метрической системе: Для того, чтобы дойти до максимальной точки проникновения, Молли необходимо 1230 литров газа. Принимая во внимание правило об 1/3, это означает, что ей необходимо 1230х2=2460 литров газа, чтобы дойти до намеченной точки и вернуться к выходу из рэка. Дэвиду, чтобы дойти до максимальной точки проникновения, понадобится 2470 литров газа. Помня о правиле об 1/3, столько же ему понадобится и для выхода. Если бы Молли предусмотрела 2470 литров газа для Дэвида вдобавок к тем 2460, что требуются ей самой, то она бы спланировала свое погружение с баллонами, запас газа в которых превышал бы те 4930 литров, которые им так необходимы. Вернемся к началу задачи и убедимся, что если бы она взяла спарку из 15-литровых баллонов (при емкости в 200 бар: 15 х 2 х 200 = 6000 литров), то скорее всего они с напарником смогли бы нырять и на следующий день. Конечно, возможен и такой вариант, когда планируется не столь глубокое проникновение, тогда в точке разворота у подводников был бы гораздо больший запас воздуха, необходимый им для завершения дайва. Этот способ сработает в том случае, когда в распоряжении не окажется баллонов нужной емкости, или если напарники заранее, до прибытия на место погружения, не подсчитают резервный запас газов для чрезвычайной ситуации. В соответствии с характеристиками 11-литровых баллонов, имеющихся в распоряжении у Молли (11 х 2 х 10 = 220), нам известно, что в ее баллонах содержится 220 литров в каждых 10 барах. Если ей необходимо 1230 литров газа, а ее напарнику 2470, то мы видим, что для выхода этой паре понадобится 3700 литров газа. Если в каждых 10 барах содержится содержится 220 литров газа, то можно достаточно быстро разделить это количество на 3700 и определить, что женщине понадобится около 170 бар, чтобы осуществить безопасный выход вместе с Дэвидом (3700 / 220 = 16,9 х 10 = 169). Таким образом, давление, необходимое Молли для дайва, становится 170 бар вместо запланированных ею 134 бар в обычных условиях. Обратите внимание на то, что нет необходимости повторять эти расчеты на тот случай, если потеря запасов газа произойдет у Молли, поскольку резервный запас газа в размере1/3 части у подводника, дышащего больше, всегда покроет потребности в газе того подводника, кто тратит газа меньше. Аквалангисты, осуществляющие погружения с проникновениями, могут встретиться под водой с теми или иными непредвиденными обстоятельствами вне зависимости от того, насколько долго и успешно они ныряют. В конечном счете, человек может оторваться от своего напарника, особенно в условиях с надголовными средами, может оказаться без освещения или без газа, он может потерять ходовой линь или оказаться спутанным чем-либо или, вполне возможно, даже заблокированным. Невозможно на страницах этого или любого другого пособия рассмотреть абсолютно все чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть под водой. Тем не менее, при планировании погружения и в ходе подготовки к нему вы должны подготовиться к любым потенциально возможным обстоятельствам. Подготовка к погружению начинается намного раньше самого дайва. Аквалангист должен быть уверен, что все его снаряжение находится в отличном состоянии, что оно прошло необходимое техническое обслуживание. Те не менее, даже на этом этапе подготовки к погружению существуют некоторые моменты, о которых подводники частенько забывают. – Обтюраторы на костюмах, батарейки или лампочки в фонарях, состояние ножей или других режущих инструментов, как и состояние ремней ласт или масок, – и это далеко не весь список. Эти, и многие другие детали, которые время от времени упускаются из виду, могут стать причиной возникновения массы критических ситуаций под водой. Следующий вопрос, возникающий при подготовке к погружению, – это материально-техническое обеспечение, т.е. речь идет о выборе соответствующего судна, о выборе места погружения, о планировании донного времени, а также способа проведения декомпрессии, если такая потребуется. Если говорить о выборе команды, то в ее составе есть чрезвычайно важный человек, о котором, к несчастью, часто забывают. Это – Капитан судна. “Технические” погружения по определению выходят за рамки обычного любительского дайвинга. Следовательно, не у каждой команды будет достаточно опыта в ассистировании подводникам, осуществляющим погружения с проникновениями. При выборе Капитана и судна вы должны задать множество специальных вопросов: Гарантируется ли обеспечение спарками? Достаточно ли на судне места для размещения всего комплекта снаряжения? Достаточно ли надежна дайв-палуба и соответствует ли она весу и габаритам необходимого вам оборудования? Достаточно ли опыта у Капитана по постановке судна на якорь у глубоко лежащих рэков? – Теперь, надеюсь, вам ясна картина: в план каждого погружения с проникновениями обязательно должно быть включено условие о технически подготовленной команде обеспечения. Гарантией успешной реализации такого плана может стать диалог между аквалангистами и членами команды. Достаточно часто технические погружения становятся настоящим кошмаром из-за того, что многие детали заранее не проговариваются с Капитаном. На самом деле, автор не единожды становился свидетелем того, как из-за неумения команды обеспечить техно-погружения последние отменялись полностью и вместо них устраивались заплывы на мелководье, причем в значительной степени виноваты были сами подводники, которые не сумели заранее четко объяснить свои требования и скоординировать все нюансы с командой. Погружение. Итак, у нас есть команда, есть судно, снаряжение подготовлено, что же дальше? Накануне погружения аквалангистам следует собрать все оборудование и удостовериться, что все оно работает нормально. Кроме обычных действий по проверке своего снаряжения вам необходимо убедиться в исправности замков /креплений, ремней и других элементов. Вам следует проверить вентили баллонов и манифолда, чтобы исключить возможность малейшей утечки, которую на первый взгляд трудно обнаружить (в этом может помочь бутылка с мыльным раствором). Вы должны удостовериться, что баллоны “забиты” полностью, нитрокс или другие необходимые вам газовые смеси приготовлены как надо; что газы во всех баллонах были проанализированы, а соответствующая маркировка появилась на баллонах заблаговременно, до отхода судна к месту погружения. Теперь подводникам необходимо составить дайв-план, декомпрессионную таблицу, а кроме этого им нужно убедиться, что на борту имеются достаточные объемы газов, необходимые для погружения. Не забудьте сверить уровень расходования воздуха – свой и у напарника. Кроме того, вам необходимо приготовить запасные дайв-планы на тот случай, если вдруг вы не уложитесь во время или отклонитесь от запланированной глубины. На практике применяется очень хороший способ: график составляется и для запланированной глубины, и для двух следующих, более глубоких, аварийных остановок (например, кроме плана на 40 метров готовятся планы на 43 метра и 45, а запас по донному времени рассчитывается на 5 и 10 минут сверх основного плана). Даже если вы пользуетесь и основным компьютером и дополнительным, вам лучше самостоятельно просчитать эти моменты, чтобы быть уверенным, что в вашем распоряжении будет достаточно газов, чтобы придерживаться профиля, который выдаст вам компьютер. Учитывая тот факт, что для технических погружений используется более сложное оборудование, аквалангисту следует – по возможности – прибыть на дайв-бот с заранее собранным снаряжением. В противном случае вам лучше приехать к кораблю раньше назначенного времени, чтобы собрать свой комплект до того, как судно будет готово к выходу в море. На большинстве дайв-ботов просто-напросто нет возможности для размещения нескольких ящиков с оборудованием, которое хотели бы захватить с собой аквалангисты, особенно в том случае, если у подводников совершенно аналогичное снаряжение. Если вы соберете свое оборудование заранее, то вполне возможно, что вам удастся сократить количество груза до необходимого вам комплекта, плюс одна сумка или коробка для принадлежностей. Команда должна позаботиться о том, чтобы запасные части к снаряжению были распределены среди всех участников погружения. Трудно предположить, что при каком-либо погружении одинаковые проблемы с оборудованием возникнут у всех подводников, находящихся на борту, поэтому будет достаточно, если на судне окажется один комплект запасных частей вместо шести. Поднимайтесь на корабль только после того, как там появится команда и пригласит вас на борт. При размещении снаряжения на палубе убедитесь, что даже в случае волнения на море ничто не сможет повредить вашу спарку. Это особенно актуально на тех дайв-ботах, которые не приспособлены для безопасного размещения спарок и где нет специальных подставок для их закрепления. Вы должны заранее побеспокоиться о том, чтобы захватить с собой дополнительные крепления или шпагаты для закрепления оборудования в случае необходимости. Обсудите с капитаном и членами команды ваш дайв-план и всевозможные нюансы до того, как корабль отчалит. Особенно важно обговорить, как именно вы будете проходить декомпрессию – на якорном канате или в толще воды, а так же – каким образом команда корабля планирует при этом определить ваше местонахождение – будете ли вы во время декомпрессии дрейфовать в толще воды или течение будет относить вас от рифа. – Сложностей много, поэтому многие подводники предпочитают осуществлять погружения на рэки в составе организованных групп под руководством опытных техно-дайверов, дайв-мастеров или инструкторов по техническим погружениям. После того, как ваш дайв-бот встанет на якорь у рэка, капитан расскажет вам о его местонахождении относительно бота, о линях, по которым вы сможете добраться до рэка, и – конечно же – о глубинах. Аквалангисты должны принять во внимание все факторы, чтобы определиться, где и когда после входа в воду им следует провести процедуру по S-навыку(проверке) (см. определение ниже). Если условия достаточно спокойные, то дайверы могут выбрать – проводить ли им все проверочные мероприятия на поверхности или же на глубине 4,5м. Если условия тяжелые (волнение на море и рэк лежит не глубоко), то предпочтительнее будет провести все процедуры тогда, когда вы доберетесь до затонувшего судна, но перед началом проникновения. Вход в вводу осуществляется одновременно с напарником с назначенного места на корабле. Если вы прыгнули в воду и вам все-таки приходится ждать своего напарника, то постарайтесь не расходовать воздух из своего акваланга, чтобы не сокращать запас газов, необходимый для проникновения. Ухватитесь за буксировочный линь с вашего корабля и ожидайте на поверхности, пока все участники погружения не войдут в воду. По возможности, каждый дайвер должен начать погружаться одновременно со своим напарником. Необходимые действия по проверке оборудования и навыков безопасности должны проводиться КАЖДЫМ аквалангистом сразу после входа в воду или во время спуска к рэку. Изначально, под проверкой S-навыков подразумевалось: полная выемка длинного шланга второй ступени и передача его напарнику, последующее принятие парой правильного положения для плавания с одновременным обменом воздухом. Это позволяет аквалангистам, дышащим из альтернативных регуляторов, убедиться не только в нормальном функционировании снаряжения, но и в том, что шланги легко расправляются, и все оборудование подходит для проведения чрезвычайных мероприятий. Кроме описанных действий, подводники должны также проверить оборудование на предмет возможной утечки газов. О-ринги, регуляторы, шланги, манифолды, burst-диски, инфляторы низкого давления, – не должно быть даже намека на возможную утечку воздуха. Проверка всех источников света проводится для того, чтобы убедиться, что после вашего входа в воду в них не затекла вода и что они работают нормально, как прежде. Кроме того, каждый аквалангист должен проверить снаряжение напарника с точки зрения безопасности – ничто не должно болтаться, создавая тем самым опасность запутывания. Со временем термин “S-навыки” стал использоваться для обозначения всех перечисленных процедур, и именно это определение используется в тексте. После выполнения “S-навыков” аквалангисты могут продолжить погружение и провести дайв как и было запланировано, с использованием техники проникновения, о которой говорилось в соответствующем разделе Руководства. В конце дайва осуществите медленный контролируемый подъем к первой декомпрессионной остановке, либо остановитесь на декомпрессию на 5 метрах на 3 минуты, либо осуществите свои запланированные деко-остановки. Всплывайте как можно медленнее; подплывите к корме судна, ухватитесь за буксировочную веревку, чтобы дождаться своей очереди подняться на борт корабля, находясь при этом на безопасном расстоянии от трапа. Когда будете подниматься на борт корабля, не забывайте про то, что из-за необычно тяжелого оборудования у вас могут возникнуть дополнительные трудности. Поднявшись на борт, не забудьте сразу же безопасно закрепить баллоны в установленных местах. Из-за того, что аквалангисты забывают вовремя закрепить оборудование, падающие баллоны или другие элементы снаряжения до сих пор остаются причиной многих травм и увечий, полученных на дайв-ботах. Только после выполнения всего перечисленного ваше погружение может считаться завершенным. Раздел 5. Проверка знаний. 1. Вы приступаете к планированию погружения с проникновением. Что вы должны сделать в первую очередь? 2. Подводник использует спарку с баллонами на 85 единиц /twin 85s (объем баллонов/ TV = 85 куб.футов ДБ = 2640 psi). После 10 минут плавания в умеренном темпе на глубине 42 фута манометр показывает, что израсходовано 350 psi газа. Какова ПЛВ аквалангиста? (По метрической системе). Подводник использует спарку из двух 13-литровых баллонов. После 10 минут плавания в умеренном темпе на глубине 12 msw манометр показывает, что израсходовано 17 бар газа. Какова ПЛВ аквалангиста? 3. Используя значение ПЛВ из примера 2, составьте план для solo-проникновения на 100 fsw/30 msw при 45мин. донного времени и определите минимально необходимый объем донного газа. 4. Тот же подводник, для которого были составлены 3 предыдущих плана погружений, планирует совершить аналогичное погружение с напарником, у которого ПЛВ составляет 0,45 куб.фута, или 12,7л. Сколько газа – в таком случае – необходимо подводнику? 5. Укажите самое основное правило, используемое при планировании. 6. Два подводника совершают погружение с проникновением согласно правилу об 1/3, причем ПЛВ у дайвера А составляет 0,5 куб.фута или 14л, а у дайвера В она равна 0,84 куб.фута или 24л. Подводник А использует спарку на 72s (72 / 2250 psi) (по метрической системе – спарка из 11-литровых баллонов, забитых на 200 бар), а у подводника В спарка на 112s (112 / 2640 psi) (по метрической системе – спарка из 17-литровых баллонов, забитых на 200 бар). Они решают идти без стейджей. Когда аквалангисты разворачиваются, чтобы идти к выходу, подводник В ударяется манифолдом, в результате чего повреждаются О-ринги по обе стороны изолятора, что приводит к полной потере газа. В этот момент люди находятся в инженерном отсеке, а от открытой палубы их отделяют еще 5 палуб; на судне нет сквозных проемов для выхода. Какие варианты действий возможны в подобной ситуации? 7. Укажите, как минимум, 3 вещи, о которых чаще всего забывают подводники при подготовке снаряжения к погружению с проникновением, что приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций. 8. Когда лучше всего начинать сборку снаряжения? 9. При расчете профиля погружения, какие непредвиденные обстоятельства следует учесть для декомпрессии? 10. Что вы должны дождаться, прежде чем заходить со своим снаряжением на борт корабля? 11. Ваш дайв-бот подошел к месту погружения и заякорился. Укажите 2 вещи, которых вы должны дождаться, прежде чем прыгать в воду. 12. Объясните вкратце, что подразумевается под выполнением S-навыков и какие условия необходимы для  этого.

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters