Нарвский залив. Описание гибели немецкой 6-й флотилии миноносцев в Нарвском заливе 18 августа 1944 года.

proxis143proxis142proxis141proxis140Отрывок из книги “Черные молнии” кригсмарине. Сергей Патянин Мирослав Морозов

НАРВСКИЙ ЗАЛИВ
18 августа 1944 года.
Постановка заграждения «Зееигель IХЬ». Гибель 6-й флотилии.
Т-22, Т-23 и Т-32 под командованием командира 6-й флотилии корветтен-капитана Копенгагена 5 августа прибыли в Таллин, где перешли в подчинение штаба 9-й дивизии сил охранения. От новых рейдов в район о.Нервы пришлось отказаться из-за ухудшения тут минной обстановки, связанной с активной деятельностью советских торпедных катеров-заградителей. В этот момент командира дивизии контр-адмирала Бемера больше всего беспокоили наши попытки проделать проходы через южный фланг заграждения «Зееигель», за которыми могли последовать новые высадки десантов во фланг и тыл немецких воск, оборонявшихся в Эстонии. Ситуация тем более осложнялась тем, что из-за массированных налетов советских штурмовиков с 20-х чисел июля пришлось свернуть корабельные дозоры в Нарвском заливе. В журнале боевых действий 9-й дивизии есть философская запись, что миноносцы можно было бы использовать для дневных обстрелов советских тральных отрядов, но вывод из строя одного — двух кораблей непрекращающимися ударами русской авиации был бы на руку противнику, поскольку лишил бы немцев последних сил, которыми можно было бы отразить потенциальную высадку. «Асимметричным ответом» избрали новые постановки мин, к которым планировалось привлечь и миноносцы. Первый выход состоялся в ночь на 7 августа. Заграждение «Зееигель IХЬ» (232 мины ЕМС, 132 минных защитника) ставили шесть БДБ и восемь моторных тральщиков 1-й флотилии, в то время, как миноносцы лишь усиливали противовоздушную и противокатерную оборону отряда. После того, как моряки флотилии практически ознакомились с обстановкой в заливе их решили использовать для более ответственного задания — самостоятельной постановки мин. Использование миноносцев с этой целью по сравнению с мелкими кораблями было более предпочтительным. Во-первых, благодаря высокой скорости они подвергались меньшей опасности на переходе, во-вторых, благодаря хорошему навигационному вооружению их постановки производились намного точнее и качественнее. Одного только не учли в штабе 9-й дивизии: предыдущую постановку производили БДБ и «раумботы», хорошим навигационным оборудованием как раз таки и не отличавшиеся…
Днем 17-го августа в Хельсинки миноносцы приняли с минного транспорта «Кондор» по 31 противолодочной мине UMB и 23 минных защитника взрывного действия EMR. В 18.37 флотилия вышла в море. На переходе соблюдалось строгое радиомолчание. Радары не использовались, но чтобы штурманы могли определиться, маяки на острове Большой Тютерс и в местечке Валасте на южном берегу Нарвского залива должны были вспыхивать каждые 20 минут. К полуночи корабли прибыли в Нарвский залив, и на них начали готовиться к постановке, которая по замыслу должна была располагаться параллельно предыдущему полю «Зееигель IХЬ». По плану, в момент сбрасывания мин корабли флотилии должны были идти с юго-востока на северо-запад строем фронта, причем правофланговый Т-30 находился бы в этот момент на расстоянии всего 900 м от старого поля. Стояла подходящая для скрытой постановки мин погода, с юго-западным ветром силой 4—5 баллов и видимостью 5 кбт. В 0.13 миноносцы изменили курс со 144° на 59°, а еще через десять минут легли на боевой курс 329°, развернувшись строем фронта с интервалом 100 м. При этом флагманский Т-30 поменялся местами с Т-23. Одновременно был отдан приказ начать ставить мины. С Т-23 успели поставить 18 штук, когда в 0.25 два мощных взрыва прогремело в середине левого борта Т-30. Их наблюдали как находившиеся поблизости немецкие подводные лодки U-479 и U-679, так и советские береговые посты. Командир Т-23 капитан-лейтенант Вайнлиг счел, что флагман подорвался на дрейфующей мине, сорванной с соседней линии заграждения, а на Т-22 взрывы приняли за результат попадания торпед. Окутанный дымом Т-30 застыл на поверхности моря с сильным креном на левый борт.
Не прошло и минуты, как от двух взрывов содрогнулся Т-32. На Т-22 и Т-23 экипажи принялись возвращать подготовленные к постановке мины в безопасное состояние. Вайнлиг отослал расчет носового орудия на бак для наблюдения за поверхностью. Гидроакустики миноносца, работая в активном режиме, обнаружили мины в секторе 30—65 градусов на расстоянии около 1200 м. Сомнений не оставалось — флотилия попала на минное поле. В 0.30 поврежденный Т-30, наскочив еще на одну мину, взорвался, переломился и затонул. Остававшиеся целыми Т-22 и Т-23 обменивались сообщениями посредством прожектора. В 500 м слева от них качался на волнах Т-32 с оторванным носом. Вскоре на Т-23 закончили приготовления к буксировке. С Т-32 сообщили, что командир корабля капитан-лейтенант Денерт серьезно ранен, а из-за поступления воды буксировка возможна только кормой вперед. Несмотря на опасность, Т-22 (капитан-лейтенант Вальденбургер) трижды пытался сблизиться с поврежденным миноносцем. В 1.05 между кораблями взметнулись два мощных взрыва, причина которых так и осталась невыясненной. Сразу после этого акустики Т-23 доложили о шумах торпед, а почти все находившиеся наверху явственно услышали звуки моторов. Около 1.15 Т-23 запросил «двадцать второй» о состоянии и возможности буксировки, как вдруг еще один сдвоенный взрыв разорвал Т-22 на куски.
Теперь Т-23 остался единственным боеспособным кораблем флотилии, и Вайнлиг лихорадочно обдумывал дальнейшие действия. В воде ожидали помощи моряки с затонувших миноносцев. Однако донесения о шумах моторов не прекращались, а в 1.18 расчет орудия №3 доложил о замеченном силуэте советского торпедного катера. Нельзя сбрасывать со счетов, что на мостике в этот момент находился взятый в поход капитан-лейтенант Петер-Пиркхам, командир потопленного два месяца тому назад Т-31, панически боявшийся теперь атак торпедных катеров. В создавшихся условиях Вайнлиг принял решение не рисковать кораблем. Интересно отметить, что находившийся в заливе советский катерный дозор №41 (катера БМО-512 и БМО-520) взрывы наблюдал, но считал, что они происходят на побережье, и донесения о них не делал. Других же наших катеров поблизости не было. Осторожно выйдя с минного поля, Т-23 27-узловым ходом пошел на северо-запад. В штаб 9-й дивизии сил охранения была отправлена радиограмма с просьбой выслать мелкосидящие катера для спасения уцелевших. В 12.41 миноносец благополучно прибыл в Хельсинки.
Утром Т-32, уже оставленный к тому времени личным составом, затонул после еще одного подрыва на мине (по наблюдениям нашего катерного дозора — в 8.13 18 августа). После громкого заявления Совинформбюро о потоплении советскими ВВС в Нарвском заливе четырех 1800-тонных миноносцев, немцы считали, что он был добит авиаударом, но документами это не подтверждается. Забегая вперед, скажем, что опасный груз затонувших миноносцев заставил отказаться от любых попыток их подъема, а место гибели «обработать» бомбардировщиками.
Сразу после получения сообщения с Т-23 штаб 9-й дивизии развернул спасательную операцию. В ней приняли участие четыре тральщика, два немецких и четыре финских торпедных катера. Несмотря на все усилия, тральщикам удалось до наступления рассвета поднять из воды только 51 человека, после чего они, опасаясь возможных ударов с воздуха, отошли на запад. С этого момента эстафета перешла к единственной спасательной летающей лодке Do-24. За два вылета она подобрала еще 90 человек, причем во время последнего рейса из-за перегрузки не смогла взлететь и была вынуждена передать часть людей на корабли. Лодка прикрывалась шестеркой истребителей «фоккевульф», которые несколько раз штурмовали катера дозора №41 и смогли повредить БМО-520 (ранено 9 моряков, в т.ч. 6 — тяжело). И всё-таки после отказа моторов спасательную операцию пришлось прекратить. К этому моменту в штабе 9-й дивизии знали, что в море осталось еще множество моряков, плававших на плотах и непосредственно в воде, но ничем помочь им уже не могли — ветер гнал их в сторону побережья, занятого советскими войсками. В общее число 141 спасенный вошли и командиры Т-30 и Т-32.
Тем временем происходящее заставило заинтересоваться и советскую сторону. Еще в 3.15 наш дозор визуально обнаружил поврежденный Т-32 и два тральщика-спасателя, после чего вызвал в район торпедные катера. Отряд из трех катеров вышел в море, но вскоре, как и группа штурмовиков, вернулся в Липово из-за резкого ухудшения погодных условий — волнение усилилось, над морем повисли низкие тучи. К тому времени в штабе Лужской ВМБ уже пришли к выводу, что противник проводит спасательную операцию на месте гибели какого-то корабля или кораблей, и решили предпринять свою собственную. Днем в море вышли три других торпедных катера, которые вскоре вернулись в базу с 14 моряками из экипажа Т-32. Из-за волнения в корпусах катеров возникли течи, и это не дало возможности выслать их в море повторно. Вернувшиеся в базу вечером охотники дозора №41 добавили в копилку еще 8 немцев.
Уже беглый допрос германских матросов показал, что противника постигла масштабная катастрофа. Некоторые пленные утверждали, что погибли или получили серьезные повреждения все четыре корабля флотилии, а один свидетельствовал, что в операции принимал участие еще и неизвестно откуда взявшийся Т-33. В течение ночи в штабе решили с рассветом начать целенаправленный поиск остовов кораблей, а также плотов со спасшимися, главным образом с целью захвата офицеров и секретных документов. Для этой цели задействовали три дивизиона катеров-тральщиков 1-й бригады траления (16 катеров-тральщиков и два дымзавесчика), которых направили в три района поиска. Результат превзошел все ожидания — в течение дня катера подобрали еще 86 человек, включая командира 6-й флотилии и командира Т-22 капитан-лейтенанта Вальденбургера. Никто из них не оказал сопротивления, за исключением Копенгагена, который, несмотря на то, что проплавал более 36 часов в воде, пытался отстреливаться, был ранен в правую руку и побит нашими краснофлотцами. Истребители 1-й гвардейской истребительной авиадивизии наводили катера и потопили 15 плотов, до которых катера не доплыли. Всех пленных немцев доставили в Кронштадт и колонной провели по улицам города. Допрос на месте проводил в прошлом известный подводник, а теперь заместитель начальника разведотдела штаба КБФ капитан 2 ранга П.Д. Грищенко. Сначала командир немецкой флотилии скрывал часть данных, но впоследствии, когда ему пообещали сохранить жизнь и вернуть в Германию после войны, дал исчерпывающие сведения по последней операции, а также по технике и тактике германских миноносцев. Любопытно отметить, что советская сторона сдержала обещание — Копенгаген вернулся в Германию в июле 1947 г. в числе первых репатриантов.
Результатом операции в Нарвском заливе стала потеря немецким флотом трех первоклассных кораблей, погибли 286 человек, 108 попали в плен. Главной причиной может считаться подрыв на минах заграждения «Зееигель IХЬ», установленного немецкими десантными баржами. Последние имели крайне примитивное навигационное оборудование, поэтому в расположении полей допускались значительные неточности. Кстати, на данное обстоятельство командир флотилии указывал еще до выхода на роковую постановку, но к его мнению тогда не прислушались. Не исключено, что командир отряда барж сознательно произвел постановку на несколько кабельтовых западнее, чем планировалось, поскольку не будучи уверенным в своем местоположении он побоялся оказаться на предыдущих постановках, то есть в той роли, в которой по его вине оказалась 6-я флотилия.
Наконец, нельзя не упомянуть о связанной с этой историей легенде, гуляющей по отечественной военно-морской литературе и дающей повод причислить гибель миноносцев к успехам советского флота. Вкратце она выглядит так. Катера-тральщики, производившие траление в Нарвском заливе, обнаружили буйки (вариации: вешки, бочки), обозначавшие границу немецкого минного поля, и пе¬реставили их на само заграждение. Пе¬дантичные немцы пошли по обозначенному фарватеру и подорвались.
Ф.Б. Мудрак, командовавший в то время 7-м дивизионом катеров-тральщиков, рассказывая об этом случае в своих мемуарах, говорит, что автором и исполнителем дерзкого замысла был командир КТ-97 мичман Г.М. Давиденко (обеспечивающий в походе — флагманский штурман бригады траления капитан 2 ранга И.В. Васильев). На поверку, версия Мудрака оказалась не единственной. В брошюре «Адмирал Трибуц» биограф адмирала Н. Михайловский приводит другие номера катеров — КТ-707 (мичман В.И. Черноносов) и КТ-711 (мичман М.Н. Голубев), а автором операции называет командира дивизиона В.В. Чудова.
Как и любой миф, этот содержит в себе ряд логических нестыковок, причем особенно это касается версии Михайловского. 1-й гвардейский Краснознаменный дивизион КАТЩ, в состав которого входили названные им катера, действительно привлекался к боевому тралению в Нарвском заливе, но с 10 августа упоминаний о нем в ежедневных сводках не встречается. Чтобы передвигать буйки в западной (тыловой) части заграждения, нужно было целиком его форсировать, что как раз и пытались сделать наши тральщики. Попутно заметим, что катера принадлежали к типу «Р» с осадкой бо¬лее 1 м и поэтому считавшиеся глубоко-сидящими, а следовательно, использо¬вавшиеся в третьем эшелоне траления. В отчете бригады траления нет никаких упоминаний о каких-либо передвижениях буйков. Наконец, главное — версия с буйками полностью опровергается материалами допросов командира немецкой флотилии. В них в частности зафиксировано: «На вопрос принято ли в германском флоте обозначать район выставленных минных полей какими-либо буями или вешками для ориентировки германских кораблей, военнопленный ответил, что такого положения в германском флоте нет, во всяком случае, он лично ничего об этом не знает». Также в процессе допроса выяснилось, что все документы на постановку, включая маршрут движения и кальку самого заграждения, готовились в штабе 9-й дивизии, и в ходе выполнения операции Копенгаген их слепо придерживался. Прокладка и определение счисления выполнялись штурманом флагманского Т-30, ориентировавшимся по береговым манипуляторным пунктам, а никаких буйков, даже если их кто-то и двигал, немцы не видели.

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters