Дайвинг обчение. Подводная съемка без вспышки.
Если подводная съемка интересует вас, и вы просматриваете журналы, иллюстрированные подводными снимками, то наверняка обратили внимание на то, что в подавляющем большинстве вам предлагаются яркие и сочные картинки, завлекающие фантастическими красками, которые и на земле не увидишь…
Подводная съемка этих объектов выполняется мастерами фотографии с применением серьезной фототехники и, как правило, с использованием искусственного освещения. В то же время, если вы бывали в воде на глубине свыше 1 метра и наблюдали подводную природу, то уж точно не видели таких невероятных красок. Все цветное великолепие подводного мира оказывается надежно приглушено синевато-зеленым фильтром, в соответствии с законами гидрооптики. И получается, что существует серьезное противоречие, связанное с тем, как реально выглядит подводный мир, как видим его мы, и как его отображает подводная съемка. Давайте немного отвлечемся и вспомним, как возникла подводная съемка. Принято считать, что подводная съемка появилась около 115 лет назад и первые подводные снимки получил французский ученый естествоиспытатель Луи-Бутан. Есть также сведения о том, что в это же время аналогичные опыты делались и в России на базе Кронштадтской водолазной школы. Но реальных документальных и фотографических свидетельств об этом не сохранилось, а вот подводная съемка, сделанная Луи-Бутаном, дошла до наших дней. Он брал для опытов шестизарядную фотокамеру «Детектив», где шесть фотопластинок размером 10 х 15 см могли последовательно экспонироваться при повороте диска, как в револьвере, за объективом. Этот аппарат был помещен в громоздкий и увесистый медный бокс с окошками и одним органом управления. Светочувствительность фотопластинок того времени была невелика, и подводная съемка проходила даже на глубине нескольких метров в солнечный день в прозрачной воде при экспозиции в несколько минут.
Довольно скоро Луи Бутан понял, что для успешной и эффектной подводной съемки, чтобы подводная съемка не пострадала, необходимо применить искусственное освещение. Для этой цели он использовал магниевую вспышку, т.е. специальная стеклянная колба наполнялась магниевым порошком и кислородом. Поджиг осуществлялся подключением электрического тока в нужный момент времени. Часто срабатывание лампы напоминало небольшой подводный взрыв, но, тем не менее, удалось получить более четкие и контрастные картинки, вызывавшие восхищение современников. Подводная фотография 1898 г., на которой Луи-Бутан в купальном костюме снят под водой, сделана уже с использованием магниевой вспышки. С тех пор использование вспышек для подводной съемки стало распространенной практикой. Можно сказать, что подводная съемка вышла на новый качественный уровень.
Но вот появляется цветная фотография, и довольно быстро подводные фотографы убедились в удобстве искусственного подводного освещения. Подводная съемка, сделанная в глубинах тропических морей, потрясла всех своими неземными красками. А уж когда появились мощные и компактные электронно-импульсные осветители (основанные на дуговом ксеноновом разряде), то почти вся цветная подводная фотография стала применять вспышки. Причем часто всех уверяли (и продолжают уверять), что без вспышки вообще невозможна приличная подводная съемка. Автор – Владимир ГУДЗЕВ