Обучене дайвингу. Филисофия DIR

Философия DIR (Джаррод Джаблонский)

Хорошее снаряжение для подводного плавания должно быть таким, чтобы вам было комфортно при любых типах погружений — от погружений на открытой воде до проникновений в затонувшие объекты и многоуровневых погружений в пещеры. Конфигурация снаряжения должна быть такой, что внесение элементов, необходимых для какого-либо типа погружений, не изменит базовых аспектов. Используя постоянно одну и ту же базовую конфигурацию снаряжения, вы можете отработать четкую реакцию в экстренных ситуациях, благодаря чему снижается стресс, вызываемый чрезмерной перегруженностью задачами.
Другими словами, грамотно составленная конфигурация снаряжения не только помогает найти выход из экстремальных ситуаций, она предотвращает их возникновение.
Составив комфортную и простую конфигурацию снаряжения, вы снизите стресс и перегруженность задачами и соответственно будете получать больше удовольствия от погружения.
Выработайте в себе привычку — НИКОГДА не допускайте компромиссов по отношению к вашим стандартам в отношении снаряжения. Исправляйте любые проблемы со снаряжением НЕМЕДЛЕННО, не дожидаясь следующего погружения.
Конфигурация снаряжения при погружении в пещеры породила очень много предубежденных суждений. Разные люди, совершая погружения в различных условиях, часто приходят к очень разным выводам. Такое исключительное разнообразие мнений зачастую удивляет начинающих спелеоподводников, которые, как правило, ожидают общепринятых правил, принятых «профессионалами».
В реальности это разнообразие порождает активные споры. Несмотря на то, что пещерный дайвинг претерпел значительные перемены за последние 50 лет развития, конфигурация снаряжения по-прежнему остается наиболее горячо обсуждаемой темой. Это связано в том числе с тем, что снаряжение подбирается в соответствии с персональными предпочтениями, и каждый подводник активно защищает свой выбор в спорах.

Вне зависимости от причин на центральной сцене появились дюжины стилей, рекламируемых как самые эффективные, самые безопасные, простейшие, самые дешевые и наконец самые «технические». Некоторые люди ненароком говорят, что один стиль лучше другого; другие непреклонно настаивают, что их конфигурация — лучшая; третьи продолжают зашищать стиль, который нравится им. Как может один вид спорта поддерживать столько различных мнений и, что важнее, как подводник может прорваться через эту многоголосицу и сделать выбор?
Лучший путь сделать разумный выбор — это собрать всю доступную информацию и трезво оценить, что из предлагаемого больше отвечает вашим конкретным задачам. Подводники смогут пропихнуть себя в пещеру, используя практически любую конфигурацию снаряжения. Много подводников, как правило, ныряющих на открытой воде, сумели выбраться невредимыми из плохо подготовленных авантюр по спуску в глубины наших пещерных систем. Основываясь на своем удачном (на этот раз) возвращении, они решают продолжать дышать из короткого шланга, поскольку, как они утверждают, это «удобнее».

Как правило, длинный шланг укладывается в ходе подготовки снаряжения. Шланг должен быть размещен так, чтобы при необходимости была возможность использовать его полную длину. В ходе упражнений перед погружением (что часто происходит среди спелеоподводников) подводники отрабатывают ситуацию «без воздуха» и знакомят друг друга с приемами, которые могут использовать в чрезвычайной ситуации. Вслед за упражнениями зачастую напарники помогают друг другу уложить длинные шланги на место. Подводникам следовало бы избегать этого, поскольку шланг может быть уложен по-иному или даже неверно. Конечно же, некоторые подводники способны, находясь в воде, уложить шланг на место самостоятельно, однако, невзирая на серьезность процедуры, они остаются меньшинством, несмотря на потенциальные риски такой ситуации.

Мнение о том, где и как должна быть размещена вторая ступень регулятора, установленная на длинный шланг, также различно. Тем не менее большинство согласно, что наиболее удобным местом является треугольник, образуемый подбородком и сосками. Некоторые предпочитают использовать приспособления, сходные с используемыми подводниками открытой воды (OWD) для закрепления октопуса. Другие закрепляют вторую ступень под подбородком, используя хирургический бандаж, обернутый вокруг шеи. Такое расположение гарантирует, что регулятор не будет сорван. В таком положении его легко найти, даже если на груди размещено много другого оборудования.
Иногда подводники закрепляют длинный шланг резинкой, дышат, используя закрепленный на нем регулятор, и передают его в чрезвычайных ситуациях. В таком случае вторая ступень с коротким шлангом закрепляется одним из вышеперечисленных методов (как правило — под подбородком).
Хотя некоторые подводники и пользуются этим способом, это не частое явление.
Большинство дайверов, дышащих через длинный шланг, используют нижеследующую конфигурацию.

 

Эволюция стиля Хогарта

Концепция погружений в стиле Хогарта зачастую неверно понимается, иногда неверно воспроизводится, а иногда усложняется без надобности. Основой концепции Хогарта является принцип минимализма. Излишнее снаряжение не должно становиться частью вашей конфигурации — если вы сомневаетесь в необходимости, оставьте его дома.

article_philosophy_diver_1Если копнуть глубже, оказывается, что конфигурация Хогарта не просто стиль — это система или, еще точнее, — процесс. Каждая деталь конфигурации Хогарта является частью единой системы жизнеобеспечения. Иногда возникает путаница, когда люди рассматривают или пытаются использовать какую-либо одну деталь единой системы. Эту систему необходимо рассматривать и оценивать как единое целое, когда она наиболее эффективна. Несомненно, подводники могут использовать какие-то детали системы, но это нельзя называть использованием конфигурации Хогарта.
Конфигурация Хогарта получила свое название в честь Вильяма Хогарта Мэйна, талантливого исследователя пещер. Отдельные элементы, ставшие единой системой, разрабатывались множеством подводников, стремившихся сформировать единый, ориентированный на выполнение определенных задач стиль погружений. Шэк Эксли был одним из первых спелеоподводников, начавших пропагандировать использование второй ступени регулятора, установленной на семифутовом шланге, как основного, и передачу напарнику в чрезвычайных случаях регулятора, из которого дышишь в настоящее время сам. Несомненно, именно Бил Мэйн и Бил Гэвин в начале своей подводной карьеры сформировали стиль погружений Хогарта. Результатом их усилий стало не только рождение системы Хогарта, но и в сотрудничестве с Паркером Тернером и Ламаром Инглишем рождение весьма успешного Проекта Карстовых Равнин Вудвиля (далее WKPP).

В дальнейшем члены WKPP: Джордж Ирвайн, Джаррод Джаблонски, Кейси Мак Кинли, Брент Скарабин, Рик Санки и другие продолжили совершенствовать систему Хогарта, поднимая с ее помощью исследования пещер на новый уровень.
С самого начала система Хогарта была разработана и подогнана подводниками с целью создания системы погружений, ориентированной на пользователя. В результате многолетних усилий WKPP обрел более 80 членов, поднял на новую высоту исследования пещер и обучение подводному плаванию. Концепция Хогарта продолжает играть центральную роль как в работе WKPP, так и множества ведущих исследователей во всем мире.

Дыхание через длинный шланг

Несмотря на растущую популярность такого метода, многие подводники по-прежнему настроены против передачи напарнику регулятора, используемого в этот момент для дыхания. Ниже перечислены наиболее частые аргументы против передачи регулятора, размещенного на длинном шланге и используемого для дыхания.

“Передавать свой основной регулятор — это последнее, что мне хотелось бы делать при возникновении ситуации «без воздуха».”

Такое утверждение не кажется мне стоящим. Если подводник не может вынуть регулятор у себя изо рта на пять — десять секунд, это значит, что он не обладает достаточным набором навыков, чтобы совершать погружения в надголовные пространства. Такой подводник окажется не в состоянии справиться с ситуцией, в которой дайвер, оствшийся без воздуха, захочет воспользоваться именно регулятором, находящемуся во рту у напарника. Настолько обеспокоенный передачей регулятора, подводник, вероятно, не справится даже с обыденной ситуацией, когда регулятор выбивается или выпадает изо рта.

При передаче размещенного на длинном шланге регулятора прямо изо рта человек, находящийся в чрезвычайной ситуации, гарантированно получит полноценно работающий регулятор. При передаче любого другого регулятора подводник, оставшийся без воздуха, может получить загрязненный регулятор и, находясь в состоянии стресса, возможно не сможет справиться с такой ситуацией. В этой ситуации вы можете кинуть последнюю соломинку на спину верблюда, создавая дополнительную проблему вашему напарнику.
Когда вы передаете ваш основной регулятор, вы оказываетесь готовы к любым неожиданностям, вместо того чтобы фиксировать в мозгу картинку, как все должно происходить. Чрезвычайные ситуации имеют досадную привычку возникать вопреки планам, и задачей системы Хогарта является постоянная готовность справиться с всевозможными сценариями ситуации «без воздуха».

“Я не хочу дышать через длинный шланг. Я хочу, чтобы у меня во рту находился регулятор с лучшей подачей, а длинный шланг снижает подачу.”

article_philosophy_diver_2Учитывая тысячи исследовательских погружений, при которых подводники использовали снабженные длинным шлангом регуляторы, такой аргумент кажется более чем спорным. Тем более, если кто-то продолжает настаивать, что возникает значительное снижение подачи, мне кажется странным решением передать такой плохо работающий регулятор напарнику, находящемуся в состоянии стресса. Ваш лучший регулятор должен быть снабжен длинным шлангом, и, если его показатели неприемлимы при нормальном погружении, невозможно предположить, что в стрессовой ситуации ваш напарник сможет использовать такой регулятор. При передаче регулятора важнейшим фактором является ваша возможность контролировать эту ситуацию.

“Я просто не хочу возиться с этим шлангом, установленным на моем основном регуляторе.”

Любой полезный навык, как правило, можно усовершенствовать. Иногда длинный шланг кажется неудобным, однако, вам в независимости от его размещения придется иметь с ним дело. Если вы заткнете его под какой-то бандаж, вам кажется, что вы можете забыть о нем. Но что произойдет, если он выбьется из-под бандажа или просто будет плохо уложен? Если вы станете полагаться, что ваш напарник всегда уложит его для вас, где гарантии, что шланг уложен правильно? В спорте, основанном на самодостаточности, разумно ли пользоваться конфигурацией снаряжения, при которой вы зависите от вашего напарника?

Система

Обсуждение стиля Хогарта не будет полным без расмотрения самой системы. Не только обтекаемость снаряжения или использование длинного шланга составляют конфигурацию Хогарта. Важно, насколько аккуратно подобран каждый элемент снаряжения, что в результате создаст гармоничную систему. Ваше снаряжение должно функционировать как единое целое и обеспечивать вас максимальной поддержкой — в конце концов, оно является системой жизнеобеспечения. Например, вы приняли решение использовать длинный шланг. На этом вы не должны останавливать осмысление вашей конфигурации. На самом деле — это только начало. Выбор длины и места размещения шланга не менее важен, чем решение использовать этот регулятор в качестве основного.

Большинство подводников, использующих данный стиль, остановили свой выбор на 7-футовых шлангах (9-футовые бесполезны и даже опасны, а 5-футовые оказываются слишком короткими при проходах через узкости). Шланг пропускается вдоль правой стороны тела под закрепленным на пояснице аккумулятором фонаря, поперек груди и вокруг шеи — ко рту. Не стоит оборачивать шланг несколько раз вокруг шеи (это может быть достаточно опасно), поскольку его передача займет слишком много времени и это будет неудобно. Эта система идеальна, поскольку освобождает практически всю длину шланга мгновенно, а освободить оставшуюся длину можно легким кивком головы. К тому же подводник может легко водрузить шланг на прежнее место. В то время как другие способы требуют сторонней помощи, этот метод позволяет вам быть самодостаточными. Многие люди оспаривают необходимость самостоятельного возвращения шланга на место, поскольку необходимость в передаче длинного шланга возникает только в экстренной ситуации.
Тем не менее большинство ситуаций, требующих использования длинного шланга, относительно временные, и в независимости от выбранного способа каждый подводник должен знать, как обращаться с размотанным длинным шлангом.
К счастью, полная потеря воздуха крайне маловероятна. Высокая надежность современного снаряжения, совмещенная с дублированием снаряжения, типичным для погружений в надголовные среды, значительно снижает вероятность реальной потери воздуха. Тем не менее весьма вероятны временные потери воздуха, связанные с рядом причин: закрылся вентиль, потерян или поломан регулятор, непредумышленно перекрыт изолирующий вентиль. Во всех вышеперечисленных сценариях подводник по-прежнему обладает запасом воздуха. Однако ряд весьма квалифицированных подводников утонули, имея достаточный запас воздуха. Таким образом, становится понятно, что даже самая краткосрочная потеря воздуха может быть фатальной.
При эффективных действиях тем не менее такие временные ситуации не могут представлять серьезной опасности для подводника. Несомненно, первым шагом при временном перебое в подаче воздуха для любого подводника должна быть попытка самостоятельно разрешить проблему. Как правило, достаточно просто переключиться на резервный регулятор. К сожалению, многие подводники оказываются не готовы к такой ситуации. Они немедленно отправляются просить воздух у напарников, несмотря на достаточный запас воздуха на их собственных спинах. Такое решение может быть довольно рискованным, в зависимости от расстояния, которое надо преодолеть, и способности справиться со сложившейся ситуацией. Несмотря на то что предпочтительно решать проблемы самостоятельно, время от времени обратиться за воздухом — это приемлимое или даже необходимое решение.
Часто воздухом приходится делиться непродолжительное время, за которое проблема решается, и подводник продолжает использовать свой собственный запас воздуха. После этого донор должен убрать на место длинный шланг. Это можно осуществить рядом способов. Можно попросить напарника помочь водворить длинный шланг на место — однако в узкостях или при плохой видимости это может быть довольно сложно. Можно также свернуть шланг, и пристегнуть вторую ступень к D-кольцу. Главное: какой-бы метод не был выбран, важно избежать запутывания, которое может привести к последующим проблемам. Исторически несчастные случаи при погружениях начинались с набора мелких происшествий, сливающихся в одну серьезную проблему. Важно не давать маленькой проблеме перерастать в большую. Важно, чтобы подводник обладал заранее подготовленным планом, который позволит быстро разрешать такие ситуации, как развернутый и больше не нужный длинный шланг. Несомненно, умение самостоятельно разместить ваш длинный шланг весьма полезно.

Конфигурация снаряжения

Споры о снаряжении затрагивают не только использование регулятора с длинным шлангом, и все подводники методом многих проб находят различные варианты размещения снаряжения. Начинающий спелеоподводник бывает, как правило, сильно удивлен тем, сколько энергии уходит на решение самых казалось бы малозначительных задач. Многие подводники проявляют фанатическое желание совершенствовать размещение их снаряжения. Единственный вопрос, по которому все пещерные подводники пришли к консенсусу, — это необходимость при попадании в надголовные среды иметь «обтекаемую» конфигурацию снаряжения. Однако все по-разному трактуют этот термин, хотя все согласны, что все элементы снаряжения, не закрепленные плотно на теле подводника, увеличивают риск запутаться в ходовом конце. Важно отметить, что в некоторых местах погружений риск запутывания еще выше, чем в большинстве пещерных систем. Так, например, в затопленных объектах часто встречаются распавшиеся на части кабели, которые значительно опасней ходовых концов.

Вне зависимости от среды погружений, чем более обтекаем подводник, тем эффективней его действия и тем в большей безопасности он находится. Все предметы должны быть надежно закреплены, чтобы снизить риск запутывания. Практически все подводники, готовящиеся к погружениям в надголовные среды, говорят об обтекаемости снаряжения, однако их отношение к этой задаче значительно разнится. Подводники, говорящие об обтекаемости и позволяющие запасным фонарям свободно свисать с баллонов, явно чего-то недопонимают. Все снаряжение должно быть закреплено таким образом, чтобы свести к минимуму риск запутывания. Однако это не должно быть единственной задачей при составлении конфигурации снаряжения. Например, шланги должны быть размещены таким образом, чтобы не просто снизить вероятность запутывания, но и облегчить доступ к вентилям баллонов — на случай их аварийного перекрытия.
Многие подводники считают, что только экстраординарные погружения требуют некой степени совершенства, не являющейся необходимостью для тех, кто совершает обычные погружения. Но несмотря на то что космические путешествия — лишь мечта для большинства людей, выгоды, получаемые от них, весьма многочисленны. Сколько же из этих усовершенствований действительно нужны и, более того, полезны? Конечно, необходимо учитывать тип практикуемых погружений, но может ли помешать внимание к деталям? Конечно, есть разница между погружениями вдоль основной линии и скромных проникновений в надголовные среды и многоэтапными погружениями и длительными проникновениями — несомненно, вы будете уделять различное внимание деталям. Главное, вы должны оценивать, как весь набор снаряжения работает вместе. Ваше снаряжение должно быть единым целым, обеспечивающим ваши погружения, а не случайным набором предметов, которые вы смогли приобрести.

Слишком многие подводники считают, что чем больше — тем лучше. Нет. При погружениях в пещеры лучше только то, что необходимо, в то время как то, что не является необходимостью — вредно. При выборе снаряжения кроме обычной оценки цена — качество необходимо также оценивать соотношение — потенциальные опасности — получаемая польза. Безопасный и эффективный подводник отличается способностью аккуратно оценить пользу, в то же время честно оценивая приемлемый риск.

 

С головы до пят

Маска, несомненно, является жизненно важной частью снаряжения спелеоподводника. Важность маски объясняется не только желанием видеть что-либо вокруг себя. Маска должна быть удобной, иметь малый объем и быть надежной. Подводник должен быть уверен, что линзы закреплены надежно и их не слишком легко выбить. Стропа маски должна быть надежной и упругой, чтобы ограничить вероятность потери маски. В данный момент на рынке присутствуют стропы для масок, изготовленные из неопрена, они, как правило, довольно удобны и их практически невозможно порвать.

Некоторые подводники настаивают на необходимости иметь с собой запасную маску. Другие в то же время отказываются от такой идеи. Маски, как правило, довольно надежны и их поломки кажуться маловероятными. Тем не менее, учитывая потенциальную угрозу потери маски, идея запасной маски кажется довольно стоящей. Выбирая место хранения запасной маски, необходимо убедиться, что маска не будет повреждена и будет легко доступна. Как правило, маску размещают в запасном кармане на аккумуляторе фонаря или на поясном ремне, в кармане «сухого» костюма или на шее. Запасная маска должна обладать малым размером, оставаясь при этом максимально удобной.

Подводник должен быть готов к тому, что как только запасная маска будет помещена на лицо, она немедленно начнет запотевать. Можно перед каждым погружением обрабатывать маску различными антифогами, но, как правило, это оказывается довольно неэффективным. Многие подводники пытаются не обращать внимания на запотевание маски, однако временами это может сильно раздражать. В дополнение многие оставляют запасную маску без внимания, не проверяя ее целостность и жизнеспособность. Чтобы решить все вышеперечисленные проблемы, необходимо обработать маску концентрированным антифогом, упаковать в водонепроницаемый мешок и лишь после этого положить в корман. Несомненно, эту маску необходимо регулярно проверять на работоспособность.

Фонари

Фонари являются исключительно важной частью вашего снаряжения, если не самой важной. Практически в любой ситуации вам будет достаточно одного основного и двух запасных фонарей. В том случае, если вы не ныряете преднамеренно используя поврежденное снаряжение или не принебрегаете обслуживанием, вероятность тройной поломки фонарей статистически мала. Подводники, носящие с собой многочисленные запасные фонари, перегружают себя без всякой необходимости. Наиболее верным решением будет сосредоточиться на качестве, не на количестве. Как только вы начинаете носить на себе излишнее снаряжение, вы, как правило, создаете больше проблем, чем решаете. Время горения большого фонаря должно, как минимум, равняться планируемому времени на дне, время же горения двух запасных фонарей должно равняться времени на дне, умноженному на два. Некоторые подводники, излишне опасаясь остаться без света, носят по два основных фонаря. Это не только бесполезно, но и крайне не рекомендуемо. Поломки качественных фонарей довольно редки. Как правило, проблемы связаны с лампочками и происходят они в начале погружения, при включении фонаря. В связи с малой вероятностью поломок второй основной фонарь призван решать несуществующие проблемы и вынуждает подводника разрешать новые, такие как: перегруженность, сопротивление воды, возможность запутывания и перегруженность задачами.

article_philosophy_diver_3Размещение фонаря является исключительно важным моментом при составлении конфигурации снаряжения — следующим по важности после размещения системы подачи воздуха. Основные типы размещения: на боку, под баллонами или реже на баллоне. Подводники, подвешивающие фонарь под дном баллонов (что часто называется «подвеской на заднице»), утверждают, что это снижает вероятность запутывания и придает телу большую обтекаемость. На первый взгляд это кажется резонным, и, надо отметить, ряд подводников удачно используют такой вариант подвески. Многие недостатки такой подвески кажутся маленькими, но от этого они не становятся несущественными. Одним из важнейших правил при погружениях в надголовные среды — сохранять такую позицию тела, чтобы ноги были выше головы. Такая позиция снижает риск замутить воду, потревожив дно. Аккумуляторы же, размещенные под баллонами, несомненно, будут тянуть ноги вниз. Конечно, если вы будете использовать фонари, обладающие нейтральной плавучестью, вы можете снизить данный эффект. Тем не менее при протечке банки могут возникнуть значительные проблемы с плавучестью. При возникновении такой ситуации данная конфигурация не позволяет легко удалить фонарь.
Ни в коем случае нельзя игнорировать сложности, связанные со снятием и возвращением на место фонаря, размещенного под баллонами. Некоторые люди научились справляться с этими процедурами, однако, правильно закрепить фонарь — это весьма непросто. Самые серьезные трудности возникают в таких ситуациях, как затопленная аккумуляторная канистра, запутывание в ходовом конце, поломка соединения. Фонари, укрепленные на заднице, труднодоступны, и это не позволяет адекватно решить вышеописанные проблемы. Дополнительными проблемами является более длинный кабель, необходимый при такой конфигурации, и невозможность полноценного использования брассового ремня. При использовании удлиненного кабеля трудно поддерживать ровный профиль, поскольку кабель легко может зацепиться за выступы скал. Последним недостатком подвески фонаря на заднице является создание беспорядка под баллонами. В то время как некоторые утверждают, что под баллонами пропадает место, где так удобно разместить основной источник света, другие обнаружили, что это идеальное место для хранения дополнительного снаряжения. D-кольцо, расположенное на брассовом ремне, создает возможность удобного размещения парашютов и катушек. Также здесь может быть закреплен запасной буксировщик. Подводники, использующие буксировщики, оценят возможность транспортировки напарника, держащегося за брассовый ремень. Таким образом можно быстро и эффективно вывести из пещеры подводника, находящегося в чрезвычайной ситуации. Ряд проблем возникает и при креплении аккумулятора к баллонам. Очень немногие подводники используют такой метод в связи с неуклюжестью и малой эффективностью такой системы. Фонарь, закрепленный на баллонах, создает дополнительное сопротивление, увеличивает риск запутывания в ходовом конце и при этом исключает возможность снятия фонаря под водой. Подводники, использующие один баллон, ограничены в возможностях снаряжением, которое они используют. Некоторые типы компенсаторов плавучести предоставляют малый выбор мест, где можно закрепить основной источник света. В такой ситуации подводники довольно успешно используют крепление фонаря на баллон. Однако подводники, использующие фонари с большими аккумуляторными канистрами, погружаются со сдвоенными баллонами, что предоставляет больший выбор места, и, как правило, избегают крепить фонари к баллонам.
Большинство самых серьезных спелеоподводников крепят фонари на боку, на поясном ремне, совсем недавно это было оценено остальным сообществом подводников. Некоторые жалуются, что закрепленная на боку аккумуляторная канистра мешается и не дает такой обтекаемости, как фонарь, закрепленный на заднице. Противники крепления фонарей на боку отметили ряд недостатков. Тем не менее спор идет в основном вокруг двух ошибочных мнений. Во-первых, утверждение, что боковое крепление нарушает обтекаемость, верно лишь отчасти. Большинство из тех, у кого возникла подобная проблема, повесили фонарь слишком низко. Фонарь должен быть близко к спинке, под плечом. В таком положении будет сохранена обтекаемость, и фонарь не будет влиять на скорость подводника.
Второе утверждение связано с ношением этапных баллонов. Некоторые убеждены, что при таком ношении фонаря невозможно также носить и многочисленные этапные баллоны. Необходимо внимательно посмотреть на наиболее активных спелеоподводников — большинство исследований североамериканских пещер проведено людьми, носящими фонари сбоку. Эти люди носят два, три и даже четыре этапных баллона и справляются с этим весьма успешно. Они носят этапные баллоны на одной стороне тела. Например, при необходимости использовать два этапных баллона они будут размещены на левой стороне тела — напротив банки аккумулятора. Такая система оставляет большую свободу движения одной руке подводника. Подводник может при помощи этой руки пилотировать буксировщик, пролезать в узкие пространства. Как правило, баллон, который должен быть сброшен первым, крепится снаружи, где до него проще дотянуться. Если нет необходимости сбрасывать баллоны, самая богатая смесь помещается ближе к телу, поскольку она будет использоваться в последнюю очередь. Если возникает необходимость в еще одном баллоне, его можно пристегнуть к небольшому D-кольцу, расположенному на аккумуляторной банке.

Запасные фонари

Запасные фонари являются абсолютной необходимостью для подводника, совершающего погружения в надголовные среды. Эти фонари должны быть надежными, обтекаемыми и удобно расположенными. Как уже говорилось, каждый из них должен иметь время горения, достаточное для завершения планируемого погружения, даже если произошли задержки. Рекомендуется, чтобы время горения каждого из запасных фонарей, как минимум, было равно ожидаемому времени на дне. article_philosophy_diver_4При поломке основного фонаря подводник должен переключиться на дополнительный и приступить к подъему (выходу из пещеры). Время, проведенное при включенном дополнительном фонаре, не должно превышать половины времени на дне. Тем не менее ресурс у фонаря должен быть достаточным, чтобы даже при просроченном плане дать возможность подводнику дойти до выхода. В то время как основной фанарь должен питаться от аккумуляторов, запасные фонари должны работать от обычных батареек. Время работы этих батарей более предсказуемо. Резервные фонари используются редко, тем не менее они должны быть надежными.
Эти фонари можно крепить в самых различных местах, и некоторые люди настаивают, что лучшее место — на баллоне. В таком случае фонарь должен быть пристегнут к D-кольцу, размещенному на баллоне, и убран под какой-либо эластичный материал, к примеру, хирургический бандаж. Многие просто оставляют фонари, свисающими с баллона, по-прежнему настаивая на обтекаемости их конфигурации. Такая практика неприемлема для серьезного подводника, совершающего погружения в надголовные среды. Конечно, при размещении фонарей на баллоне они не мешаются под руками, но некоторые люди считают, что фонари располагаются слишком далеко. Такое размещение усложняет доступ, не позволяет следить за сохранностью фонарей. Кроме всего, фонари необходимо снимать, прежде чем включить.
Если разместить запасные фонари под руками, они оказываются аккуратно убранными и надежно закрепленными. В случае необходимости фонари можно включить не отстегивая, что очень удобно, особенно, если рядом нет других подводников. Если вы уроните фонарь — его легко будет найти. Также можно включить фонарь и оставить его пристегнутым, что позволяет работать с другим снаряжением. Фонари, размещенные под руками, легче снимать, включать, легче водворить на место. Это устраняет необходимость использования дополнительного снаряжения, такого как D-кольца на баллонах.

Манифолды

Манифолд — приспособление, позволяющее использовать одновременно запас газа из двух баллонов. Все современные манифолды позволяют использовать дублированные регуляторы на сдвоенных баллонах и перекрывать любой из них при необходимости. В таком случае нарушение работы регулятора не лишает подводника воздуха. Вентиль, контролирующий сломанный регулятор, перекрывается, и подводник может использовать весь запас воздуха через второй регулятор. Большинство современных манифолдов позволяет перекрывать поток воздуха между баллонами.
Поломка манифолда является худшим, что может произойти с подводником при погружении в надголовную среду. Серьезная поломка манифолда может привести к полной потере воздуха в течение нескольких минут. Несомненно, не следует забывать о такой возможности. Тем не менее такие опасения не слишком обоснованы, так как поломки манифолда, особенно серъезные, очень редки. Подготовленный подводник обладает рядом возможностей, чтобы избежать вышеописанного сценария. Можно не использовать манифолд — это устраняет все связанные с ним проблемы. Однако манифолд является наилучшим способом управлять запасом газа.
Исключениями являются одиночные погружения и боковая подвеска баллонов. Поскольку при одиночных погружениях отсутствует напарник, серьезная потеря воздуха может быть фатальной. Некоторые соло-подводники используют манифолд и носят еще один дополнительный баллон — «баллон напарника». Такой баллон (11,3 л), как правило, предоставляет достаточно газа, чтобы завершить погружение. Использование независимой спарки вынуждает вас четко следить за выполнением правила третей. Любая поломка снаряжения, ограничивающая запас воздуха, который подводник может использовать, станет фатальной. Использование такой системы требует исключительной осторожности и навыков распределения запасов воздуха в независимых баллонах. Опыт показал, что большинство людей не обладают достаточными для этого навыками.
Изучая работу манифолдов, автор не нашел ситуацию, при которой может произойти катастрофическая поломка. Обмен малой вероятности поломки манифолда на исключительно высокую вероятность ошибки в распределении газа кажется неразумным. Даже большинство подводников, обычно использующих независимую спарку, признают, что предпочитают использовать манифолд для глубоких погружений, где увеличенный расход воздуха может привести к серьезным ошибкам в расчетах. Несомненно, соло-подводники и подводники, использующие боковую подвеску, решают крайне специфические задачи, используя независимые спарки. Однако, если вы не ныряете в подобном режиме, странно применять такую конфигурацию.

ЗАЩИТА ЗАПАСОВ ВОЗДУХА

Перевернутые баллоны

Многие спелеоподводники поражены новым безумием. Они утверждают, что манифолд будет в большей сохранности, если перевернуть баллоны. Это — лишь короткий путь к смерти! При перевернутых баллонах необходимы регуляторы с особой длиной шлангов, поскольку увеличено расстояние от регулятора до рта. Такие шланги сложно уложить, с ними сложно работать. Становится сложнее одеть снаряжение, поскольку манифолд оказывается внизу, и необходимы специальные устройства, поддерживающие баллоны, пока вы одеваетесь. Короче говоря, экономьте время и силы и постарайтесь не поддаваться моде.

Клетки

Клетки и другие защитные приспособления для манифолдов вызывают множество споров. Те, кто поддерживают идею их применения, говорят, что необходимо предохранять от ударов и столкновений. Клетки предоставляют достаточную защиту и вообще необходимы. Многие оппоненты не столько против самих защит, сколько оспаривают их необходимость. Если мы бьемся о потолок на регулярной основе и решаем, что клетка — это правильный выход, наша логика страдает недостатками или, по крайней мере, оспариваема. Возможно, частые столкновения с потолком показывают, что не стоит спешить и необходимо поработать над техникой. Мы должны улучшить свои навыки спелеоподводников. ОК, все ударяются о потолок время от времени, но насколько сильно? Какова нагрузка на манифолд? Когда вы плывете, скорость мала, риск минимален.
Возможно, использующий буксировщик подводник достигает достаточной скорости, чтобы породить некоторые опасения. В конце концов, кажется, что существование даже незначительного риска оправдывает использование защиты. Существуют различные варианты, как правило, сводящиеся к двум основным типам. В одном случае используется большая куполообразная клетка, одевающаяся поверх манифолда. Такой купол предоставляет хорошую защиту, однако обладает привычкой застревать в узких местах. Учитывая малую вероятность поломки манифолда, подводники скорее не станут использовать клетку, сохраняя гибкость. Один выдающийся инструктор-спелеоподводник сказал: «Я думал, что клетки — это то, что надо, пока не застрял в узком тоннеле, на растоянии около 3000 футов от входа в пещеру. Я думал, что конец близок, и первое, что я сделал, когда выбрался, — снял защитную клетку!». Подводник может также использовать меньшие по размеру гарды, изготовленные из листового металла, закрывающие регуляторы. Это казалось панацеей. Тем не менее два человека в разных ситуациях смогли отломить диновские регуляторы, несмотря на наличие этих защитных приспособлений. Если они не способны выполнять свою основную задачу, учитывая их способность ловить ходовой конец, они не кажутся разумным выбором. И снова следует улучшить собственные навыки. Манифолд — исключительно надежный элемент снаряжения, который на протяжении лет будет работать даже в руках самого неумелого спелеоподводника.

Изоляторы

Изоляторы — это маленькое нововведение. В теории эта великолепная идея, прилично работающая на практике. До тех пор пока вы помните о своих сильных и слабых сторонах, изоляторы остаются исключительно эффективной частью снаряжения. Тем не менее они не являются панацеей от всех бед. С одной стороны, они позволяют в случае необходимости изолировать ваши баллоны, с другой стороны, это еще один вентиль, который может сломаться так же, как и все остальные, используемые вами. В соответствии с их свойствами в случае поломки вы сможете сохранить ограниченный запас воздуха только в одном баллоне. Более того, вы должны внимательно следить за положением вентиля после заправок баллонов и тренировок.
Для опытного подводника изолирующий вентиль — еще одна степень защиты от потери воздуха. Тем не менее надо помнить, что перекрытый вентиль может создать значительные проблемы. Если вентиль был перекрыт перед заполнением спарки, заполнен будеть лишь один баллон. Если будет заполнен баллон, на котором установлен манометр, подводник может решить, что спарка заполнена полностью. Если при этом для дыхания используется регулятор, снабженный манометром, подводник заметит необычно быстрый расход воздуха. Если же для дыхания используется другой регулятор, подводник, выдышав один баллон и видя неизменные показатели манометра, может решить, что остался без воздуха.

Конечно, как правило, это лишь сокращает время погружения, но при неверном стечении обстоятельств последствия могут быть значительно серьезнее.
В дополнение изолирующий вентиль может быть перекрыт по ошибке напарником в ходе проверки снаряжения, предшествующей погружению. В такой ситуации подготовленный подводник заметит как и в выше описанной ситуации странный расход воздуха (очень быстрый или неизменность показаний манометра). Конечно, если вы будете постоянно проверять положение изолирующего вентиля: при заправке баллонов, при сборе снаряжения, перед входом в пещеру, — изолятор будет работать только вам на пользу, а не во вред.

Ручки вентилей

Удивительно, насколько мало внимания подводники уделяют типу ручек вентилей, используемых на манифолдах. Большинство предполагают, что производители снаряжения, как и политики, делают все для удобства и безопасности людей.
Лучшим выбором являются ручки, изготовленные из резины. Они прочны, гасят силу удара, не бьются, легко поворачиваются. Единственным их недостатком является то, что при контакте с потолком они также легко закрываются. Например ручки, изготовленные компанией «Sherwood», проворачиваются легче других, зато и являются самыми надежными. Осторожный подводник просто должен проверять положение вентилей после каждого соприкосновения с потолком (разумная привычка, которую следует выработать вне зависимости от используемого типа вентилей).
Пластиковые ручки проворачиваются с большим трудом, но исключительно опасны — они могут расколоться, лишая вас возможности открывать и закрывать вентиль. Металлические ручки вентилей не создают ни одной из вышеперечисленных проблем, однако при контакте с потолком могут мяться, становясь бесполезными.

Баллоны

При обилии баллонов, представленном в настоящее время на рынке, выбор у подводников очень велик. Большинство спелеоподводников предпочитают стальные баллоны большего объема с меньшим рабочим давлением, предлагаемые такими производителями, как «Faber» и «Pressed Steel». В основном рабочее давление таких баллонов равно 180 бар. Многие подводники, ныряющие на затонувшие объекты, по-прежнему предпочитают баллоны Genesis, с рабочим давлением в 240 бар, однако в последнее время эта тенденция меняется.
Выбор баллона зависит от вашего размера, ваших нужд и ваших средств. Окажите услугу себе и пещерам — трезво оценивайте ваши потребности. Большинство людей находят 13-литровые баллоны вполне достаточными. Эти баллоны относительно легкие и имеют разумную стоимость. Однако при более длительных погружениях и среди более крупных людей заработали популярность баллоны 15 и 17 литров. Необходимо обращать внимание, какой тип гальванической обработки прошел баллон. Некоторые производители применяют гальванику, не дающую полного покрытия поверхности, что, соответственно, делает баллоны более подверженными коррозии. Баллоны Dolphin и Pressed Steel наиболее популярны на рынке — они проходят глубокую горячую гальванизацию.
При любых условиях погружений необходимо учитывать вес баллонов как в пустом, так и в полном состоянии. Баллоны должны оставаться отрицательно плавучими, чтобы подводник не становился положительно плавучим на протяжении погружения. Некоторые баллоны удобны, будучи заполненными, однако по мере опустошения становятся слишком легкими. Следует убедиться, что даже абсолютно пустые баллоны не выкинут вас на поверхность. При необходимости можно добавить дополнительный груз, чтобы избежать увеличения плавучести. Необходимо учитывать, что при наступлении чрезвычайной ситуации, когда в баллонах подводника не остается воздуха, он может вылететь на поверхность, несмотря на часы необходимой декомпрессии. Эту проблему можно устранить, размещая дополнительный груз на грузовом поясе или, что желательней, на спинке. Подводники, ныряющие в костюмах «мокрого» типа и в пресной воде, не нуждаются в дополнительном грузе, однако, необходимо постоянно проверять это, совершая погружения с пустыми баллонами.

Подвесная система и спинка

Исторически подводники крепят спинку к баллонам, при этом компенсатор плавучести оказывается между спинкой и баллонами. В данной системе используется 50-мм стропа без разрывов, проходящая через прорези жесткой спинки. Многи заменили стандартную (изготовленную из аллюминия или нержавеющей стали) на спинки из жесткого пластика. В последнее время появились мягкие подвесные системы. Некоторые подводники настаивают на необходимости дублированных компенсаторов плавучести. Другие же используют по два обычных компенсатора плавучести, однако производители снаряжения начали выпускать компенсаторы, снабженные двумя камерами.
Большинство спелеоподводников по-прежнему используют стандартные спинки, в то время как многие начинающие подводники используют новые мягкие подвесные системы. Как правило, люди покупают новейшее снаряжение, предполагая, что любые изменения — есть улучшение. Однако эволюция различных типов подвесных систем — процесс более сложный, чем просто улучшение дизайна. Несомненно, правда заключается в том, что производители снаряжения стараются увеличить прибыли, расширяя предлагаемый объем продукции. Новые продукты приносят новые прибыли, модный дизайн помогает увеличить продажи. Технические погружения становятся все популярней, большее число компаний, стараясь получить прибыль от этого, увеличивают количество различных вариантов снаряжения. Образованный покупатель получает от такого разнообразия выгоду: он может подобрать снаряжение, полностью соответствующее его нуждам. Однако нужно быть исключительно подготовленным, чтобы сделать верный выбор при таком изобилии.

article_philosophy_diver_5Появление и эволюция пластиковых спинок были вызваны целым рядом факторов. Однако подводнику необходимо лишь оценить конечный результат этого процесса. Пластиковая спинка легче. Это то, что некоторые относят к плюсам, другие — к минусам. Многие подводники используют вес спинки, чтобы компенсировать изменение в плавучести, возникающее при изменении объема воздуха в баллонах. Если человек, которому нужен груз чтобы уйти под воду, будет использовать более легкую спинку, он лишь увеличит количество грузов, необходимых ему. Многие подводники даже крепят грузы к спинке или используют тяжелые спинки, изготовленные из нержавеющей стали, чтобы не использовать грузовой пояс. Пластиковую спинку можно сломать — это создаст стрессовую ситуацию, когда подводник начнет терять баллоны. Хотя сломать пластиковую спинку сложно, такая возможность существует. Единственное преимущество пластиковых спинок — отсутствие износа стропы. Металлические спинки со временем повреждают подвесную систему. Однако это медленный и постепенный процесс, со временем приводящий к необходимости замены стропы. У пластиковой спинки возникает другая проблема: стропа может проскальзывать, изменяя размер подвесной системы. Большинство членов подводного сообщества предпочитают вес и стабильность металлической спинки и периодически заменяют стропу. Стоит осторожно относиться к решениям, устраняющим ряд маленких сложностей и могущим создать серьезную проблему. Раньше при изготовлении подвесной системы использовали единый цельный кусок стропы. Однако в последнее время стали использовать системы, состоящие из двух кусков стропы, снабженные пластиковыми быстроразъемными пряжками. Если предложить скалолазу использовать для крепления пластиковые пряжки, реакция будет весьма яркой. Однако это именно то, о чем остроумно просят многие начинающие подводники. Быстроразъемные лямки легко снимать. Но они могут расстегнуться или сломаться в самое неподходящее время. Многие известные подводники нервничают при мысли, что баллоны соскользнут с их спины — начинающим подводникам следовало бы об этом задуматься. Такое выпадение баллонов может привести к фатальному исходу, поскольку при выпадении баллонов с отрицательной плавучестью подводник станет резко положительным. Можно дублировать пластиковые пряжки двухсторонними карабинами, но проще использовать подвесную систему из единого куска стропы.
Эволюция мягких спинок началась с появления Transpak компании «Dive Rite». Благодаря коммерческим способностям компании данная система приобрела огромный успех среди начинающих подводников. Transpak явился не столько улучшением предыдуших систем, сколько новой ступенью в идеологии. Старые системы были созданы, чтобы прочно закрепить баллоны на теле подводника. Тяжелые баллоны должны быть закреплены максимально прочно, иначе они будут двигаться на спине подводника, влияя на его баланс. Transpak заменяет жесткую спинку мягкой, снабженной усиливающими пластинами. Главным преимуществом такой системы является комфорт. Довольно интересен тот факт, что в системе используются пластиковые пряжки и неподвижные D-кольца — элементы, отвергаемые большинством подводников. Мягкие подвесные системы используют неподвижные D-кольца и позволяют разместить еще 10-15 D-колец. Такие системы могут быть очень удобными, и многие люди говорят, что их поврежденные спины устают меньше при использовании мягких спинок. Однако такие системы более громоздки, создают большее сопротивление потоку воды, снабжены большим числом D-колец, чем может понадобиться. Используются D-кольца меньшего размера, часто треугольной формы, что уменьшает их эффективность. Вшитые D-кольца тяжело найти на ощупь: они более подвижны, чем D-кольца на старых подвесных системах. Многие подводники исключительно довольны такими подвесными системами, тем не менее те, кто используют многочисленные баллоны, зачастую возвращаются к более простым и стабильным системам, использующим спинку из нержавеющей стали. Учитывая наличие 5-мм смягчающей прослойки (в виде костюма), новые системы предоставляют дополнительный комфорт, не являющийся необходимостью для большинства. При этом в жертву приносится стабильность и простота старых подвесных систем, используемых при погружениях в пещеры.
Используя до 45 кг снаряжения, многие подводники считают, что им необходимы очень большие компенсаторы плавучести. В то время как некоторые совершают погружения с компенсаторами, обладающими подьемной силой в 20 кг, другие настаивают на использовании двухкамерных компенсаторов подьемной силой до 72 кг. В реальности вес на поверхности не важен, и 25-килограммового компенсатора должно хватать любому подводнику. Многие подводники перегружают себя и им приходится сильно надувать компенсаторы. Большой объем воздуха в компенсаторе увеличивает сопротивление потоку, что приводит к переутомлению. Некоторые настаивают на необходимости дополнительного компенсатора плавучести, в то время как другие говорят о его бесполезности. В основном достигнута договоренность, что при погружениях в «мокрых» костюмах в местах, где нет дна (на пример океан или большие пещеры), запасной компенсатор плавучести является хорошей идеей. Люди, использующие «сухие» костюмы, могут использовать их в качестве резервного компенсатора плавучести. Такое решение резонно, однако, каждый подводник должен проверить, насколько оно подходит ему персонально.
Чтобы решить проблему потери плавучести, ряд производителей подводного снаряжения стали помещать две камеры в одну оболочку. Такие компенсаторы плавучести имеют дублированные клапаны сдува и дублированные системы поддува. Необходимо помнить, что при подключении обоих инфляторов возникает риск непроизвольного наполнения резервной камеры. По мере приобретения положительной плавучести подводник будет стараться стравливать воздух из основной камеры, забывая про резервную. Если подводник окажется не в состоянии исправить эту ситуацию быстро, он может оказаться на поверхности, испытывая целый ряд неприятностей. Дополнительный инфлятор должен быть спрятан таким образом, чтобы его легко можно было найти и подключить в маловероятном случае порчи основной камеры. Он может подключаться как к шлангу, прежде подключенному к основной камере, так и к запасному шлангу поддува.
Несколько современных компенсаторов плавучести называются забандаженными крыльями, так как снабжены многочисленными кусками эластичного материала, которые ограничивают объем крыла и теоретически снижают сопротивление потоку воды. Когда вы надуваете крыло — бандаж растягивается, когды вы выпускаете воздух — сжимают крыло, сокращая его размер. Если вы собираетесь использовать такую систему, необходимо завязывать бандажи, когда крыло полностью надуто, чтобы не мешать его полному наполнению. Затем необходимо проверить компенсатор в воде и убедиться, что травящие клапаны не активизируются раньше времени. Мнения относительно необходимости таких компенсаторов различны. При увеличении размеров крыла необходимо принимать меры для снижения сопротивления воды. Многие предпочитают нырять с компенсаторами малого размера.
Можно произвести ряд доработок, которые облегчат использование компенсаторов плавучести и продлят их жизнь. Во-первых, можно изготовить дополнительную защиту для камеры. Компенсаторы фирм «Seatech» и «ProSub» используют более прочную оболочку, чем ранние компенсаторы «Dive Rite», и их сложнее проткнуть, однако внутреннюю защиту стоит использовать с любым типом компенсатора.
Гофрированные шланги практически на всех компенсаторах слишком длинны и нарушают обтекаемость системы. Укоротив его и снабдив коротким шлангом поддува, можно значительно улучшить вашу систему. Необходимо также проверить все соединения на вашем компенсаторе и убедиться, что они надежны.
Приборы являются необходимой частью снаряжения, однако зачастую люди поддаются философии «чем больше — тем лучше». Два таймера — более чем достаточно для нужд любого подводника. Все приборы должны носиться на запястьях, необходимо избегать громоздких консолей. Манометр должен крепиться не на консоли, а аккуратно закреплен в легкодоступном месте. Манометр, закрепленный на поясе, позволяет сохранять грудь свободной и уменьшает количество элементов снаряжения, которые вы можете извалять в грязи. Появление безшланговых манометров обещает решить все проблемы. Однако, как и с любой панацеей, я хотел бы верить, но не хочу рисковать, доверяя весь запас воздуха надежности одного устройства.
Ваше тело является центральным элементом любой конфигурации, и обсуждение снаряжения не будет полным без его рассмотрения. Необходимость хорошей физической формы при подводных погружениях обсуждается постоянно и будет обсуждаться еще долгие годы. Наиболее верным, мне кажется, определить тип погружений, которыми вы собираетесь заниматься, и подготовить себя соответственно. Среднестатистический подводник должен обладать хорошо работающей сердечно-сосудистой системой и подвергать себя аэробной нагрузке минимум три раза в неделю по 20 минут. Однако хорошая физическая форма нужна и в обычной жизни и серьезная физическая подготовка поможет вам справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать при погружениях.
Конечно, нырять может даже человек, который утомляется при прохождении одного лестничного пролета, но он окажется неспособным справиться со стрессовой ситуацией, когда недостаточно воздуха, когда возникают значительные физические нагрузки. Это кажется незначительным фактором при погружениях для удовольствия, но в экстренной ситуации может оказаться критическим. Однако значительные физические нагрузки могут привести к образованию шрамовых тканей на суставах, что приводит к нарушению кровообращения.

Заключение

Следующее десятилетие, несомненно, будет полно восхитительных погружений и значительных перемен. Продолжается усовершенствование снаряжения и многие изменения изумят подводное сообщество. Несомненно, одна-две вещи останутся неизменными — люди будут приобретать новое снаряжение и будут спорить, как его конфигурировать.
Вышеизложенный материал призван пролить свет на некоторые аспекты конфигурации Хогарта. Касаемо снаряжения: больше — редко значит лучше. Подводники, использующие систему Хогарта, с большой неохотой добавляют снаряжение к своей минимальной конфигурации. Не следует думать, что в такой конфигурации жертвуют безопасностью. Просто подводник стиля Хогарта старается создать целостную систему жизнеобеспечения, подходящую для любого типа погружений. Риск должен создаваться средой погружения, а не уровнем неподготовленности подводника.

Джаррод Джаблонский
Перевод: Кирилл Егоров (CELT)

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters