Обучение дайвингу. Якорные мины 1914-1945год.

Wreck Diving в Балтийском море сопряжен с различными опасностями. За последние две войны в Балтийское море было установлено около 200 000 мин. По некоторым сведениям разминировано из них всего 25%. Данная статья взята из книги по военно-морскому делу 1942 года. Она описывает устройство сановных типов мин устанавливаемых в Балтийском море в период с 1914-1945 год.
Погружение на немецкий миноносец Т32 в Нарвском заливе, обнаружение гольвано-ударных мин UMB:

ЯКОРНЫЕ МИНЫ
В настоящее время (1942 год!) основным типом морской мины является якорная мина. Корабль, имея определенную осадку, ударяется о мину и взрывает ее. Способов производить взрыв при таком соприкосновении корабля с миной много, но наиболее распространены гальвано-ударные и ударно-механические мины.

1
1-корпус мины (стальной из двух полушарий). 2-чашка якоря. 3-рама с автоматическими механизмами якоря. 4- лапы. 5-предохранительный прибор. 6-зарядная камера с запальным стаканом. 7- свинцовые колпаки (сверху надет стальной предохранительный железный колпак колпак). 8-склянка с жидкостью Грене. 9- батарейки. 10-кусок сахара. 11- головка стержня гидростатического диска. 12- гидростатические диски. 13- контакты. 14- вьюшка с минпрепом. 15- груз.
Гальвано-ударные и ударно-механические мины составляли основной боевой запас русского флота в первую мировую войну.
Эти мины, как и большинство других, имеют форму шара Корпус мины сделан из листовой стали толщиной и 3,25 мм. Внутри мины помещена зарядная камера с взрывчатым веществом (тринитротолуолом). Вес этого заряда в современных минах (на 1942 год) доходит до 300 кг. Самый взрыв производится электрическим током при по¬мощи особых колпачков, которые выступают снаружи на шаровой по¬верхности мины. В этих колпачках, сделанных из свинца для того, чтобы они сгибались при ударе, помещены склянки с жидкостью Грене. Склянки при ударе разбиваются, жидкость выливается на ба¬тарейки, расположенные под склянками, и образуется электрический ток, который взрывает запал, а запал взрывает весь заряд мины. Каждая мина имеет пять свинцовых колпачков.
Во время постановки мин, которая обычно происходит в темные ночи, часто при сильном волнении, когда мины с трудом удерживаются на своих местах на палубе, склянка в свинцовом колпачке может легко разбиться. Для обеспечения безопасного при обращении с миной во время приготовления ее на палубе корабля к постановке она имеет особый предохранительный прибор.
Прелохранителышй прибор помещается в верхней части мины. Его действие основано на следующем принципе. Цепь, по которой рой идет электрический ток от батарейки к запалу, замыкается только через три – пятнадцать минут после сбрасывания мины в воду. В верхнюю часть прибора вставлен кусок сахара, который удерживает крючками головку стержня гидростатического прибора, т. е. прибора, приводимого в действие силой давления воды. Когда мина станет на заданную глубину и сахар в предохранительном приборе растает, крючки освобождают эту головку, вода своим давлением сожмет диски, стержень опустится вниз и замкнет контакты в цепи батарейка – запал.
Давление воды замыкает цепь уже при углублении мины на 0,9 м от поверхности воды.
При приготовлении мины к постановке все проводники батареек сращиваются между собой: припаянные к цинку (белого цвета) – и один проводник, а припаянные к коксу (красного цвета) — в другой. Эти проводники и приращиваются к одной паре зажимов предо¬хранительного прибора. Проводники от запального патрона приращиваются к другой паре зажимов прибора. Пока гидростатические диски не испытывают давления воды, предохранительный контакт разомкнут. То же происходит, когда мина уже стоит на глубине, но пока сахар еще не растаял. При этих условиях склянка может быть разбита, но взрыва все-таки не произойдет, потому что цепь разомкнута. Когда же растает сахар и давление воды на диски замкнет контакт, цепь будет замкнута.
Установка мины на заданную глубину достигается при помощи якоря.
Якорь состоит из трех частей: чащи, служащей для помещения мины перед сбрасыванием, лапы или крюка. Для увеличения держащей силы якоря и рамы с автоматическими механизмами. В раме помещается вьюшка с гибким стальным тросом (минрепом).
Приготовленные к постановке мины перекатывают по рельсовому пути на палубе корабля и сбрасывают за борт по сигналу. Как только мина падает за борт, якорь от нее отделяется и быстро идет ко дну, и минреп сейчас же начинаем разматываться. Разматывание его происходит до тех пор, пока особая щеколда не застопорит вьюшку
Чтобы минреп не застопорился раньше времени, особый свинцовый груз падая в воду впереди якоря, оттягивает щеколду и не дает ей застопорить вьюшку, пока сам не коснется дна. Как только груз упадет на дно, натяжение на щеколду прекращается, и она стопорит вьюшку, минреп перестанет разматываться, и якорь тянет мину на заданное углубление, равное длине штрега (тросика), на, котором висит свинцовый груз. Этот штрег должен быть заранее, при приготовлении мин на палубе, отмерен такой длины, на какое углубление мы желаем поставить мину. Мины (и массовом масштабе) могут ставиться при глубине до 200 м. так как на вьюшку может быть намотан минреп и такой длины. Следовательно, при автоматическом действии якоря, несмотря на то, что глубины могут быть разные, мины встанут на заданную глубину, так как при больших глубинах минреп разматывается больше, на меньших глубинах меньше. В том и в другом случае, если штрег груза отмерен на и ту же глубину, вьюшка будет застопорена на одном и том же расстоянии от грунта.
2

Подобное же устройство имеет и английская гальваноударная мина:

3
Рис 11. Английская гальвано-ударная якорная мина.
Корпус мины. 2-камера для взрывного заряда. 3- свинцовые колпаки (обычно 4-5). 4- апал вставленный в запальный стакан. 5-9 – части предохранительного гидростатического прибора. 10 – предохранительная шпилька удерживающая движение запала. 11 – якорь в виде ящика на четырех роликах. 12- вьюшка якоря с зубчатым колесом и тормозом. 13-14 – щеколда, рычаг с пружиной, на рычаге трос свинцового груза. 15- грушевидный свинцовый груз. 16 – двуплечий рычаг.

Ударно-механическая мина была самостоятельно разработана в русском флоте и введена на вооружение перед самой войной 1914-1918 годов. Мина оказалась надежной в боевом отношении, простой и удобной в обращении, но сложной для производства.
Наиболее интересная часть этой мины – ее ударный прибор. При ударе корабля о корпус мины в этом приборе происходит спуск бойков и механически разбиваются боевые капсули, вставленные в запальный стакан (рис. 12). Таким образам, в этой мине ударный прибор заменяет собой систему колпачков с батарейками, имеющихся в гальвано-ударной мине. Отсутствие колпачков на шаровой поверхности – первый отличительный признак ударно-механической мины.

4

Ударный прибор имеет предохранительное устройство, которое делает безопасным обращение с миной на палубе. Мина без этого устройства была бы весьма опасна при приготовлении ее на корабле к постановке, при сбрасывании в воду в момент постановки и.т.п. Поэтому ударно-механическая мина устроен, так, чтобы спуск бойков происходил только тогда, когда мина окажется на заданном углублении. Для этого особой защелкой зажимают гидростатический диск. И тем самым не дают бойкам спуститься при ударе. На глубине 10м диск давлением воды отжимается вниз упирающаяся в него защелка освобождается и мина приходит в опасное положение .Постановка этих мин происходит следующим образом. Мина прикрепляется к якорю, и сбрасывается в воду вместе с якорем погружается на грунт, где находится до тех пор пока не отработает установленное время часовой механизм или не растает сахар в сахарном разъединителе. После этого происходит отделение мины от якоря. Мина всплывает разматывая минреп с барабана и под действием особого гидростатического прибора становится на заданную глубину. Этот прибор стопорит дальнейшее разматывание мин репа, как только внешнее давление воды на диск гидростатического прибора уравновесит установленное нажатие пружины гидростатической коробки.
Рассмотренные нами мины называются автономными.
По данным опубликованным в английской печати. Применяемые теперь флотом фашисткой германии якорные мины напоминают английские мины Виккерса, применяемые во время войны 1914-1918 годов (заряд взрывчатого вещества 250-300 кг.) В зависимости от глубин в районах постановки, мины должны быть снабжены минрепами длинной порядка 400-500м. Германские мины, как указывалось в английских журналах снабжены специальными замыкателями, обеспечивающими их взрыв при отрыве от минрепа. Замыкатели по желанию могут быть введены в действие или нет. Назначение этого приспособления:
1) Препятствовать вытравливанию мин (чтобы предотвратить возможность ознакомления противника с их конструкцией)
2) Вызвать повреждение трала
3) Способствовать уничтожению параванов (при следовании кораблей с параванами- охранителями) и нанесению повреждений кораблю при взрывах мин вблизи борта.

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters