“Тайны Балтийских глубин” Нарвский залив. Немецкий эсминец Т-30.
Во время Великой отечественной войны в Нарвском заливе погибли 3 эсминца немецкой 6 флотилии Т-22, Т-30, Т32 . Трагедия произошла ночью 18 августа 1944 года. Немецкая флотилия выполняла задачу по дополнительной установке мин в минном заграждение «Зигель». Это заграждение блокировало проход через Нарвский залив Советских подводных лодок и десантных кораблей.
Подробности можно прочитать здесь >>>>
Из-за огромного количества находящихся на борту боеприпасов и мин, эти корабли решено было не поднимать. Места их гибели обработали авиационными бомбами.
Прошло 67 лет. Сегодня место гибели представляет собой застывшее мгновение великой битвы. Корабли лежат законсервированные холодными и неприступными водами Балтики. Постепенно время берет свое. Корабли разрушаются. Также разрушаются боевые снаряды и мины, разбросанные вокруг места гибели. Наша команда отправилась к месту гибели двух эсминцев Т-22 и Т-30, чтобы оценить состояние кораблей и боеприпасов, лежащих на глубине 38 м в Нарвском заливе.
Погружение в Балтику требует серьезной подготовки и тщательного планирования. В это время года течения и ветры, от которых зависит видимость под водой в Балтийском море, не предсказуемы.
По статистике июнь самый ветреный месяц. В это время высокая вероятность сильных ветров и течений. Преобладают западные ветры 7-10 узлов, перемещающие огромные водные массы. Дно Нарвского залива преимущественно глинистое. Поэтому течение поднимает верхние слои донных отложений и превращает воду в «молочный коктейль». При этом видимость с глубиной ухудшается и падает до «0». В июле западные ветры сменяются южными. Их вероятность и интенсивность существенно уменьшаются.
Для того, чтобы видимость на дне стала хорошей нужна штилевая погода хотя бы 3-4 дня. Мы начинаем нашу экспедицию в конце июня, в надежде на то, что нам повезет с видимостью, и мы сможем увидеть то, что никто не видел вот уже почти 70 лет.
24 июня 10.00 утра, собираемся в порту, собираем и проверяем снаряжение, спускаем на воду катера и выходим в море. Погода сегодня замечательная, светит солнышко, дует легкий ветерок. Наш катер легко и быстро глиссирует над длинными и плавными волнами. Настроение прекрасное. Все надеются, что видимость нас сегодня порадует. Длинные и плавные накатные волны, признак сильного донного течения. Однако нам хочется верить, что специально для нас природа сделает сюрприз. Приходим в точку погружения. На эхолоте отчетливо видна цель – миноносец Т-30. Глубина по грунту 38 м. Кидаем буй-катушку. Он начинает быстро вращаться. Буй на дне. Неспешно одеваем снаряжение. Переваливаемся за борт. Четырнадцати градусная Балтийская, буро-зеленая вода из сухого костюма кажется приятной и ласковой. Собираемся вокруг спускового конца. Начинается погружение. Я включаю видеокамеру, которая должна запечатлеть все, что вы увидим в толще Балтийских глубин. На глубине 5 м останавливаюсь и пропускаю своих товарищей вперед. Они будут меня страховать и высвечивать в кромешной тьме, своими узко-лучевыми фонарями детали погибшего корабля. На глубине 10 метров встречаем термоклин, вода становится буро-серой очертания предметов расплывчатыми. Все замедляют движение. Сейчас начнется. Сдуваю жилет и интенсивно поддуваю костюм. Под термоклином температура воды плюс один градус. Мгновенно начинают гореть щеки, и состояние комфорта быстро сменяется сковывающим холодом. В сухих перчатках стремительно немеют, сжимающие рукоятки видео-бокса руки. Очень важно не увлекаться съемкой и чаще запускать теплый воздух в сухие перчатки, иначе после погружения несколько дней будет ощущаться неприятная ломота и боль в руках. Погружаемся до двадцати пяти метров, видимость ухудшается. Вода окрашивается молочным туманом в белый цвет. Мощный видео свет подсвечивает белый туман так, что вода кажется серебряной. Глубина тридцать два метра. Опускаемся на перевернутый вверх килем, покрытый трех сантиметровым рыжим песком, корпус эсминца Т-30. Видимость не более двух метров. Начинаем движение вдоль стремительных обводов корпуса. Пройдя несколько метров, перед нами появляются гребные валы. Следуем дальше, проходим еще около 5 метров, из небытия проявляются огромные, около двух метров в диаметре, трёхлопастные гребные винты, слегка припорошенные тонким слоем глиняной пыли, с острыми, как пуля колпаками, закрывающими торцы гребных валов. Фантастическое зрелище! Острые кромки круто изогнутых лопастей производят впечатление скорости и мощи. Кажется, что они только остановились и могут внезапно провернуться и дать полный ход смертоносной боевой машине.
Осмотрев винты, мы начинаем плавно погружаться по правому борту. Глубина тридцать шесть метров, холод пронизывает, видимость падает практически до «0». Видео-свет превращает густой «молочный коктейль» в белую непробиваемую стену. Внезапно упираюсь в какой-то большой кубический предмет. Сразу идентифицировать его не получается. Обхожу вокруг, возникают очертания колес, катушка с тросом. Это телега от гальваноударной мины UMB, которые ставили миноносцы в ночь своей гибели. Возможно, мина сорвалась с телеги и находится где-то рядом. Погружаюсь к самому дну, глубина тридцать восемь метров, холодно, дно невозможно различить из-за плотной белой мути. Жаль. В условиях полного отсутствия видимости дальнейшее обследование становится опасным. Принимаем решение, закончить погружение. Начинаем плавный подъем. Выходим на уровень винтов, следуем вдоль гребного вала до ходового конца. Первая декомпрессионная остановка двадцать четыре метра. Выключаю видео-свет. Вокруг опускается тяжелая темнота. В голове тесно мыслям и впечатлениям. Сознание рисует картины ужасной трагедии, мечущихся людей зажатых как крыс в крысоловке, крики раненых, тонущие в лязге металла, свинцовые волны, захлестывающие подорванный на мине корабль, порывы ветра, переворачивающие развернутые спасательные плотики, гибель немецких матросов, которые несли смерть и сами попали под ее косу. Эта трагедия унесла жизни двухсот восьми немецких моряков.
Проходим термоклин. Становится светлее. Холод постепенно отступает. Последняя остановка двенадцать минут. Включаюсь в кислород. Становиться легче, Настроение повышается, жизнь налаживается.
Сегодня Балтика не пустила нас ниже тридцати метров. Получив первое впечатление и бесценный опыт погружения в Балтийские воды возвращаемся.
Уходим, чтобы вернуться и продолжить начатое исследование очередной тайны Балтийских глубин.