Обучение дайвингу. Scapa Flow (Скапа Флоу) Шотландия

SCAPA FLOW VIDEO
img074img076koln-bow-anno-1tkronprinz-annot-1-brummer-13400539aee3e-1img095-1img088-1img085-1img083-1img077-2img077-1 Скапа Флоу представляет собой просторную глубоководную гавань в самом центре не большого архипелага Оркнейских островов. Она расположена на расстоянии 12 миль (20 км) к северу от наиболее выступающей точки Шотландского побережья, около Джон О’Гроатс. Эти острова — родина мужественных фермеров и моряков — образовали между собой закрытое водное пространство в форме неровного круга, которое служит отличным укрытием от сильных приливов, которые отнюдь не являются редкостью в Северном море.
Скапа Флоу была домом для мореплавателей еще со времен викингов и на протяжении почти всего XX столетия являлась местом глав ной стоянки Британского Королевского флота.
По окончании Первой мировой войны воды бухты оказались хозяе¬вами значительной части герман¬ского императорского военно-морского флота.
Сразу же по окончании военных действий еще до формального под писания Версальского договора, со¬стоявшегося в следующем году, со¬юзники потребовали от Германии сдачи 74 военных кораблей.
Узнав о том, что его корабли должны стать военными трофеями, адмирал фон Рейтер вместе со свои¬ми офицерами решил затопить весь флот, пока еще не прошла церемо¬ния передачи его союзникам. Днем 21 июня 1919 года был отдан приказ о крупнейшем в истории морском «самоубийстве».
Небольшие силы Королевского флота предприняли несколько без¬успешных попыток помешать затоп¬лению немецких кораблей в Скапа Флоу, но удалось спасти лишь несколько из них. К закату дня основ¬ная часть флота уже покоилась на морском дне. Британское военное министерство решило уступить пра¬ва на подъем кораблей нескольким частным компаниям.
Используя всю свою изобрета¬тельность и решимость, спасатели подняли крупнейшие корабли, за исключением семи, которые до сих пор лежат в глубинах вод Скапа Флоу. Наиболее ценные металличе¬ские детали самых крупных из этих кораблей были подняты на поверх¬ность, но остальные обломки оста¬лись на дне, где они находятся и по сей день. Полностью извлечь еще четыре военных корабля и все крей¬серы также оказалось невозмож¬ным, однако некоторые их части все же были спасены.
Чтобы защитить Королевский флот во, время Второй мировой войны, на мелководье между островами, формирующими Скапа Флоу было затоплено несколько кораблей.
Более широкие проливы были защищены специальными сетевыми заграждениями против подводных лодок, минами и патрульными кате¬рами, тогда как на дно более узких проливов были погружены 43 бло¬кировочных корабля, чтобы не дать врагу проникнуть на территорию бухты.
Хотя приливы в этих узких про¬ливах могут быть очень опасными, особенно из-за наличия блокирую¬щих кораблей, утром 14 октября 1939 года U-47 удалось преодолеть десяток таких заграждений в Кирк Саунд и проникнуть на территорию бухты. Был немедленно торпедиро¬ван линкор «Ройял Оук», который затонул всего за восемь минут, уне¬ся жизни 833 британских моряков.
Все эти обломки, за исключени¬ем «Ройял Оук», сегодня являются объектами дайвинга. Закрытые во¬ды Скапа Флоу предоставляют дос¬таточно маршрутов для исследова¬ния исторических могил морского дна. Дайверы, приезжающие на Оркнейские острова на каникулы, лишь временные гости ветреного архипелага. Основной их базой яв¬ляется город Стромнес, от которого десятки лодок отходят в направле¬нии различных дайвинг-центров. В городе расположены также магази¬ны и мастерские по ремонту обору¬дования для подводного плавания.

Линкор «РОЯЛ ОУК»»
Линкор «Ройял Оук» был затоплен 14 октября 1939 через две недели после начала Второй мировой войны в результате торпедного удара. При крушении погибли 833 британских моряка. Корабль должен был стать последним крупным судном, поднятым со дна Скапа Флоу, но было принято решение оставить его на месте для обеспечения временной противовоздушной защиты радиостанции в Кирквол. В 2002 году «Рояйл Оук» был признан историческим военным памятником, но погружения к нему без специального разрешения администрации Оркнейской гавани запрещены.
Обломки линкора не статичны. Стальные части, как и у многих других затонувших кораблей, медленно разрушаются, происходит постепенная утечка топлива. Ныряльщики, работа ющие на судне по контракту, сообщают, что большинство малых боевых уста¬новок все еще направлены вверх, как будто защищают небо над Оркнейски¬ми островами, как это было до того, как корабль затонул. Главные орудия так же ясно различимы, как и участки, где происходит утечка топлива. Корабль лежит практически вверх дном на глу¬бине 98 футов (30 м) в соленой воде. Пропеллеры, представляющие особую ценность, были подняты на поверх¬ность после войны. Самая высокая часть линкора поднимается на высоту почти пяти метров до поверхности во¬ды. Каждый год 14 октября команда британских дайверов совершает погру¬жения к обломкам линкора и устанав-ливает памятный знак на его корпусе.
«БРУМЕР»
Бруммер» является единственным на сегодняшний день минным крейсером германского флота,
остающимся на дне Скапа Флоу.
На борту находилось два 150-мм орудия, две антицепеллинные установки и 200 мин. Относительно «не большое» по размерам судно, «всего лишь» 460 футов (138 м) в длину, лежит на правой стороне в соленой воде на максимальной глубине 118 футов (36 м).
Нырнув к носовой части, вы можете рассмотреть одно из двух 150 миллиметровых орудий, а веретено якоря и шпангоуты, расположенные вдоль постепенно разрушающегося корпуса, ясно выделяются на фоне голубого моря. Продвигаясь дальше, вы попадете к орудийной и главной палубам. Ограждения на палубе все еще хорошо сохрани¬лись и дают представление о былом масштабе корабля. Затем корабль развалился и почти касается мор¬ского дна. Ниже уровня палубы вы можете увидеть два противовоз¬душных орудия; одно очень хорошо сохранилось, и его ствол все еще смотрит вверх. Далее — прожек¬торная батарея и кормовая мачта. Значительная часть корпуса была сметена взрывом, в результате чего открылся проход в моторную руб¬ку, но одно из кормовых орудий стало недоступным. За последним главным орудием виднеется един¬ственный шпиль корабля. Корма расходится, открывая путь к легко¬му якорю.
«КЕЛЬН»
«Кёльн» является одним из двух легких крейсеров, затопленных в Скапа Флоу адмиралом фон Ротером. Корабль был оснащен легкими 150-мм орудиями, двумя противовоз¬душными установками и четырьмя торпедными аппаратами. «Кёльн» — достаточно крупное судно: 508 футов (153 м) в длину, лежит на правой сто¬роне в соленой воде на глубине 112 футов (34 м).
Если погружаться к носу корабля, то, достигнув борта, вы увидите одно из главных орудий, которое сегодня находится в нерабочем состоянии. Ствол отделен от установки и предо-хранительного кожуха. Чуть выше располагаются главная и орудийная палубы с хорошо укрепленной за¬слонкой по борту и дальномером на палубе. В носовой части крейсера на¬ходится раструб, по которому прохо¬дит трос от обрезанного якоря.
На полпути между раструбом и морским дном вы можете рассмот¬реть пьедесталы идентичных ору¬дийных установок, сами стволы от¬сутствуют (они были подняты на поверхность).
Далее, минуя палубы, вы доплы¬вете до единственного из оставших¬ся торпедного аппарата с противо¬воздушным орудием, все еще установленном на палубе. Все со¬оружения полностью разрушились, и это орудие является единствен¬ным, что дает нам хоть какое-то представление о том, как выглядело судно раньше.
Продвигаясь дальше, вы плыве¬те мимо огромного отверстия, обра¬зовавшегося в результате взрыва; здесь нужно проявить особую осто¬рожность, чтобы не потеряться.
Проплывая вдоль корпуса к морскому дну, вы увидите прожек¬торную батарею и кормовые орудия. По сравнению с остальными частя¬ми «Кёльна», состояние которых ос¬тавляет желать лучшего, эти два орудия очень хорошо сохранились.

«КРОНПРИНЦ ВИЛЬГЕЛЬМ»
Кронпринц Вильгельм» является одним из трех представителей военных кораблей класса «Кёнига», затопленных в Скала Флоу. На каждом таком судне находилось десять 300-мм морских орудий, по два на каждую орудийную башню, которые в количестве пяти штук располагаются вдоль центральной линии корабля. В дополнение к это¬му имеется еще 14 орудий, защи¬щенных казематами. В некоторых местах толщина брони достигает 30 сантиметров. Лучше всего исследовать лежа¬щий вверх дном корабль начиная с кормы. Если вы нырнете к морско¬му дну и проплывете вдоль нижней части корпуса, поднимаясь к по¬верхности, то увидите кормовые орудийные башенки. Ближайшая к корме выступает над морским дном, хотя ее орудия невидимы за палу¬бой, которая непрерывно разруша¬ется и сейчас уже почти отделилась от остальной части обломков.
Вторая башенка зарыта в песок, а орудие, располагавшееся по лево¬му борту, лежит на морском дне. Спускаясь вдоль борта корабля, вы доплываете до двух казематных орудий, наполовину скрытых об¬ломками. Металлический корпус этих орудий сейчас открыт, потому что броневой пояс, когда-то их за¬щищавший, теперь полностью при¬шел в негодность. Их очень легко рассмотреть, и они представляют особый интерес для ныряльщиков, т.к. такие части корабля обычно не¬доступны для осмотра.
Спустившись от переднего казе¬мата к морскому дну, вы можете осмотреть броневой пояс корабля. В окошко брони видно орудие, нахо¬дящееся выше. С этой точки ясно различимы три уровня, образующие броневой пояс судна.
Проплывая в направлении носо¬вой части, вы заметите стволы от всех семи казематных орудий, рас¬положенных по левому борту на одинаковом расстоянии друг от друга. Двигаясь отсюда к носу, ны¬ряльщики попадают в отверстие у самого дна, которое ведет к откры¬той орудийной башенке, скрытой в песке. Внутри располагаются раз¬личные детали механизма и казен¬ная часть 300-миллиметрового ору¬дия.
Под носовой палубой находится ствол от главного орудия, который все еще опоясывает якорная цепь. В этой части судна часто гостят лобстеры.

Взрыв в Скапа-Флоу
Источник информации: Журнал «Техника – молодёжи» №9, 1971 г.

Триумф Гюнтера Прина
Первые дни после катастрофы английское командование отмалчивалось: оно было в полном неведении относительно причин катастрофы. Горькая истина стала известна лишь через несколько дней, когда в Берлине затрубили фанфары. Вот что сообщала официальная пресса фашистской Германии.

В ночь на 14 октября подводная лодка U-47 под командованием лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя добычи в западной части акватории, Прин начал обследовать восточную. Вскоре он обнаружил лри свете северного сияния линкор «Роял Оук» и линейный крейсер «Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских корабля получили повреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил атаку. Три торпеды, достигшие цели, решили участь «Роял Оука».

Триумфальная поездка в Берлин, национальные чествования, прием у фюрера – вот что ожидало всех «героев» Скапа-Флоу. Вскоре на книжных прилавках
«третьего рейха» появился очередной бестселлер «Мой путь в Скапа-Флоу». Гюнтер Прин, теперь уже капитан-лейтенант, не жалел красок для описания своих «исторических» деяний. Кто знает, какими бы еще откровениями поразил мир этот вояка, если $ы 10 марта 1940 года английские корабли в 200 милях к югу от Ирландии не потопили U-47.

Естественно, фашистская пропаганда не преминула возвести Прина в ранг «бессмертного героя».

Правда, в хор дифирамбов еще в пору войны стали вклиниваться скептические и недоуменные ноты. Прежде всего немецкие летчики были неприятно удивлены, увидев «тяжело поврежденный» крейсер «Рипалз» в целости и сохранности. Узнав об этом, Прин поспешил поправиться, заявив, что он-де подорвал не «Рипалз», а линкор «Айрен Дюк». Когда же и эта версия не подтвердилась, он заменил линкор авианосцем «Арк Роял». Но авианосец также пребывал в боевом строю. Более того, как утверждало английское командование, на рейде Скапа-Флоу в день атаки находились только линкор «Роял Оук» и старый транспорт гидроавиации «Пегасус». Последний никак не походил ни на линкор, ни на авианосец, не говоря уже о том, что Прин его вообще не заметил.

Недоумение вызывали и сами описания прорыва U-47. Чего стоили, например, ссылки на приливное течение: в 23.30 – «попутный прилив» (лодка на подходах к базе); в 00.30 – «слабый прилив» (лодка в гавани); а через несколько минут скорость приливной волны якобы достигла 10 узлов! Между тем в Скапа-Флоу к полуночи прилив заканчивается.

Если верить книге Прина, он сам выбирал удобнейшую позицию для торпедной стрельбы: большой неподвижный корабль, стоял боком к лодке (курсовой угол – 90°), дистанция была оптимальной. И в таких-то условиях, напоминавших учебные стрельбы, без всякого противодействия опытный подводник ухитрился с первого залпа не попасть в линкор (из 4 выпущенных торпед лишь одна, по словам Прина, попала в «Рипалз»).

Что и говорить, здесь было чему удивляться.

Как же объяснило гибель «Роял Оука» командование «флота его величества»? Случайностью, роковым стечением обстоятельств: блокшив, который должен был закупорить приновскую лазейку, опоздал прибыть в бухту на сутки. Да и кто бы мог ожидать от немцев такой осведомленности о системе обороны и навигационной обстановке в Скапа-Флоу, а главное, такой наглости.

Эти доводы убеждали далеко не всех. По кораблям и базам Англии поползли слухи, объясняющие «истинные причины гибели» линкора. Вот одна из версий.

Легенда о часовщике
Вскоре после самозатопления немецкого флота в английской базе Скапа-Флоу (по условиям перемирия 1917 года, немецкий флот был сосредоточен в Скапа-Флоу, где впоследствии его затопили сами немцы) морской офицер Альфред Веринг оказался на грани нищеты. Значительных капиталов он не имел, а его единственным увлечением были часы. Все это и привело безработного моряка в одну из немецких часовых фирм. В качестве коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где, помимо коммерческих заданий, выполнял поручения германской секретной службы.

Так продолжалось до 1926 года, когда Веринг решил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не только освоил в совершенстве профессию часового мастера, но и сменил имя вместе с подданством. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в Англию и поселился в городе Керкуол.

Тут мы должны сделать необходимые пояснения. Этот город на острове Мейнленд (Оркнейский архипелаг) расположен на севере Шотландии, рядом с главной базой английского флота Скапа-Флоу. Именно в нее еще в первую мировую войну безуспешно пытались проникнуть немецкие подводные лодки.

Новый житель Керкуола вскоре открыл часовой магазин. Помимо своего бизнеса, часовщик увлекался парусным спортом и рыбной ловлей. Поведение его было самым лояльным, а образ мыслей весьма благонамеренным. Никто не обращал внимания на то, что этот англичанин (в 1932 году он принял английское подданство) предпочитает удить рыбу и совершать парусные вояжи в районах ‘проливов, соединяющих гавань Скапа-Флоу с Северным морем. Именно там, где были расположены управляемые минные заграждения, посты наблюдения, сети и блокшивы, закрывающие проход в гавань. Одним словом, к 1938 году описание системы обороны базы Скапа-Флоу лежало в сейфах фашистской разведки.

В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода дождливая и покупателей не предвидится, керкуольский часовщик закрыл свой магазин раньше обычного. Тщательно заперев двери дома, он извлек из тайника коротковолновый радиопередатчик и на несколько секунд вышел в эфир. Его позывные были услышаны на континенте, и 13 октября подводная лодка U-47 скрытно приблизилась к Оркнейским островам. Там она приняла с английского побережья неизвестного мужчину, который и вступил в командование лодкой. Он благополучно провел U-47 через узкости и заграждения пролива Керк, а затем после потопления линкора вывел ее назад в Северное море.

Нетрудно догадаться, кто был этот человек. Но имя его так и осталось неизвестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и растворился в среде офицеров флота.

Такова легенда о часовщике-шпионе. На наш взгляд, она малоправдоподобна. В таком небольшом городе, как Керкуол, появление, а затем и внезапное исчезновение владельца магазина (к тому же иностранца по происхождению) не могло остаться незамеченным. Расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней Геральд» показало, что ни старожилы города, ни часовщики, ни чиновники – никто ничего не знает об Альберте Ортеле. Официальные военные источники на Западе также отрицают эту версию.

Диверсия
Конечно, все уцелевшие члены экипажа «Роял Оука» дали свои показания. Выяснилось, что примерно половина из них была убеждена в том, что корабль погиб от внутренних взрывов, а не от вражеских торпед Сторонники этой версии утверждали, что из всех взрывов на линкоре лишь один можно без сомнения классифицировать как торпедный. Остальные же выглядели как внутренние. Причем два из них произошли в районах расположения артиллерийских погребов, а один – в районе торпедных аппаратов.

К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться, что в печати были высказаны такого рода предположения: а проникала ли вообще U-47 в Скапа-Флоу? И не является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели линкора – причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне? Быть может, корабль потоплен диверсантами, окопавшимися на береговых складах, или подводными пловцами, проникшими в базу на карликовых субмаринах?

Английское адмиралтейство до сих пор утверждало одно и то же: атака U-47 – единственная причина гибели «Роял Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что водолазы обнаружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены торпедные аппараты линкора. Следовательно, найденные осколки могли быть английского происхождения…

Можно ли однозначно ответить на вопрос: почему погиб «Роял Оук»? Видимо, можно. Надо поднять корабль на поверхность и обследовать повреждения корпуса. Линкор лежит на мелководье, в закрытой бухте, так что задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля или разборки его на металл был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте покоя мертвых героев» – таков основной мотив возражений. И до сих пор «Роял Оук» ржавеет на дне бухты. С каждым годом илистый грунт все сильнее и сильнее затягивает корпус трагически погибшего корабля. С каждым годом все труднее становится выявить истину.

Михаил Чекуров.

Правда и вымысел о «Роял Оуке»

На вопросы, поставленные в статье М. Чекурова «Взрыв в Скапа-Флоу», отвечает контр-адмирал запаса Виктор Яросевич.
История гибели линкора «Роял Оук» такова, что правду в ней не так-то легко отделить от вымысла. Начнем с того, что вахтенный журнал U-47, возможно, всего лишь фальшивка. В фашистском флоте были тому прецеденты. Так, 4 сентября 1939 года подводная лодка U-30 без предупреждения торпедировала в Атлантике английский лайнер «Атения». Корабль быстро затонул, унеся с собой на дно 112 пассажиров. Однако этим варварским актом дело не кончилось. Представителям нейтральной прессы был продемонстрирован «вахтенный журнал» и-30, из которого явствовало, что немецкая лодка «не имела никакого отношения» к гибели «Атении».

Относительно мемуаров Прина резонно предположить, что этот военно-пропагандистский боевик скорее всего был сочинен борзописцами Геббельса. Обыватель должен был прочувствовать, как умело и героически боролся весь экипаж U-47 за дело фюрера, и вдоволь насладиться эффектным описанием гибели английского линкора. В деталях морской службы создатели приновских мемуаров разбирались плохо, а консультанты оказались либо невнимательными, либо на их объективные, но идеологически невыдержанные исправления не обратили внимания…

Попытаемся разобраться в случившемся. Прежде всего у фашистов были возможности довольно обстоятельно ознакомиться с базой Скапа-Флоу: в предвоенное время ее посещали немецкие корабли, с первых дней войны она находилась под постоянным наблюдением с воздуха и из-под воды. Кроме того, немецкой разведке в то время был известен английский морской радиошифр. Следовательно, переговоры должностных лиц королевского флота не были для противника секретом, как и то, что охрана базы с моря ведется халатно, что в проливе Керк имеется «щель». Гитлеровцы, несомненно, знали: в ближайшее время щель эта будет закрыта. Ведь в противном случае торопливость немецкого командования непонятна. Зная, что в гавани стоят два устаревших корабля, а таковыми являлись и «Рипалз» и «Роял Оук», оно могло бы подождать, пока туда не зайдет более ценная добыча: новый линкор или авианосец. Таким образом, прорыв Прина был хорошо подготовлен и обеспечен (в наших комментариях мы рассматривали лишь эту версию, как наиболее правдоподобную).

13 октября Прина информировали по радио о точном местоположении, «Роял Оука» и «Рипалза». Однако именно в ночь на 14 октября линейный крейсер «Рипалз» вышел в море. Естественно, Прин не мог знать об этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и незамедлительно направилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре два тяжелых корабля противника. Резонно также предположить, что в ходе маневрирования в затемненной зоне проливов, а затем в самой гавани штурман U-47, не имея ориентиров, заблудился, – расчетная точка на карте, в которой якобы находилась немецкая лодка, не соответствовала ее действительному положению в гавани. Это расхождение, называемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание места и курсового угла в момент атаки «Роял Оука». И наконец, текст радиограммы, информирующей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно, был достаточно категоричен и не давал повода к сомнениям на этот счет. Один из указанных кораблей был обнаружен, а «увидеть и опознать» другой Прину помогло воображение. Возможно, этому способствовали какие-либо береговые сооружения. Ночью, при специфическом освещении (северное сияние) их вполне можно было принять за корпус и надстройки тяжелого корабля.

Теперь перейдем к самой атаке. Но сначала необходимо дать небольшую справку. К началу второй мировой войны в числе прочих технических новинок на вооружении флотов появилась магнитная торпеда с неконтактным взрывателем. Срабатывал он не у хорошо защищенного борта, а под днищем. При этом поражались артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения – то есть наиболее важные и уязвимые объекты. Конечно, столь грозное оружие поначалу тоже не было лишено недостатков, главный из которых – относительно малая надежность. Нет ничего удивительного в том, что три торпеды из четырех, выпущенные U-47 при первом залпе, не сработали.

Взрыв в носовой части «Роял Оука» сопровождался относительно небольшим столбом воды, что также свойственно неконтактной торпеде. Вахтенный начальник, находясь на мостике линкора, мог и не заметить его: верхняя палуба на баке нависает над форштевнем и закрывает его от наблюдения.

Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные аппараты, вызвал разрушения на складе шкиперского имущества и сорвал якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кормой.

Поскольку ряд носовых отсеков оказался затопленным, а на складе корабельного имущества к тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы аварийная команда смогла точно установить характер взрыва.

Вторая немецкая торпеда, очевидно, угодила в район расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии – самое уязвимое место любого военного корабля. Затем, используя полную растерянность английского командования, Прин благополучно выбрался из базы.

Такова наиболее вероятная картина гибели «Роял Оука». Увы, в наших объяснениях слишком много «очевидно», «вероятно» и «судя по всему». Однако, повторяем, отделить правду от вымысла в этой трагедии весьма трудно. Ясно лишь одно: нужно документальное, беспристрастное расследование обстоятельств гибели линкора. Но командование английского флота не торопится вскрыть сейфы военных лет, и, должно быть, тому есть веские причины. Не спешит с объяснениями и администрация судостроительного завода, спустившего со стапелей «Роял Оук». Ведь гибель линкора всего от двух торпедных попаданий – неважная реклама.

Вероятно, истина все же всплывет со временем, когда загадка Скапа-Флоу уже будет только историей и «мертвые не смогут обвинить живых».

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters