“Тайны Балтийских глубин” Погружения в Таллиннском заливе.
В конце августа прошлого года мы познакомились с несколькими Эстонскими клубами, которые активно ныряют на Балтике. Прошлогодние поездки в Эстонию открыли нам новый неведомый мир Балтийского дайвинга.
Август на Балтике, конец дайверского сезона. Нам удалось отснять небольшой материала, из которого было сделано два ролика, о гибели немецкой эскадры и историю одного кораблекрушения. Мы увидели Балтийское море изнутри, и оно овладело нашими сердцами и умами, поглотило нас с головой. Всю зиму мы готовились. Осваивали ребризеры, конфигурировали и отлаживали съемочную аппаратуру.
Прошла зима, весна и вот настало лето. Начался долгожданный дайверский сезон. Решено было работу по исследованию затонувших объектов Балтийского моря назвать проектом «Тайны Балтийских глубин».
С названием мы не ошиблись. Долгими зимними вечерами было перелопачено большое количество документальной и исторической литературы. Балтика действительно огромная большая тайна.
В различных источниках приводятся противоречивые данные, о том, что на дне Балтийского моря от Атлантического океана до Кронштадта покоится от 1000 до 5000 погибших кораблей. Трудно предположить, насколько верны эти данные, но ясно одно, что в Балтийское море, Клондайк для Wreck дайвинга. Здесь можно нырять всю жизнь и открывать все новые и новые скрытые суровыми Балтийскими водами тайны морских сражений, трагедий и катастроф.
Как только сошел лед, и стихли штормы, мы отправились в Таллинн. Там на дне Таллиннского залива есть несколько интересных объектов. Один из них транспортный пароход Бумсберг. Это английский транспортный пароход, построенный на верфи в Гамбурге в 1924 году для Китайской компании. Первое его название было Ева. 24 марта 1943 года он подорвался на мине поставленной Советскими самолетами и затонул в Таллиннском заливе на глубине 38 метров. Палуба корабля находится на глубине 27-33м. Это очень известный Рек. На нем хорошо сохранился капитанский мостик, машинное отделение, грузовые трюмы. Возможно проникновение вовнутрь. Во внутреннем помещении видны остатки мебели, кресло, шкаф и стол. В капитанской каюте хорошо сохранилась ванна. Хорошо видны разрушения от взрыва мины по правому борту. Этот рек не самый простой для погружения. Большая глубина, холодная вода +1-+3 градуса, темнота, небольшая видимость множество сетей накладывают особые требования к квалификации дайверов.
Мы пришли в район погружения ранним утром, погода была солнечная, волнение моря 1 балл. Встали на якорь. Дул слабый северный ветер, на поверхности было небольшое течение. Для погружения использовали EAN 32 заправленный в 12 литровую спарку и 12 литровый стейдж.
Расчётное донное время 30 мин. Т.к. наше погружение было первое и обзорное, большую часть дайва мы находились на глубине 33м, то декомпрессия составило 10-12 минут. Корабль очень интересный. Он стоит на ровном киле. Поэтому есть возможность не спеша пройти по периметру палубы, спуститься к винтам, посмотреть надстройку спуститься без проникновения в трюм, заглянуть в иллюминаторы. Наша задача в этом погружении была испытать видеооборудование и новый подводный свет Light Monkey 2050 . В условиях Балтийской мути. Видимость на палубе была 3-5 метра, опускаясь ниже видимость, существенно подает до 1 метра.
Светильники Light Monkey 2050 в штатном исполнении показали себя не очень хорошо. Т.к. очень сильный и широкий свет превратил туман на дне в белую стену.
Пройдя над палубой пару раз от носа к корме и обратно, мы поднялись по спусковому кону. Обычно в это время года температура здесь бывает +3 градуса, мы же попали в небывалые условия, температура воды +8 на глубине 38м. Вот уж действительно не предсказуемая Балтика.
Следующим объектом для погружения был выбран парусник Поларис или Раа. Поларис длиной 32м, лежит на глубине 26 м, на ровном киле, палуба на глубине 23м. Его остов хорошо сохранился. Видны грузовые трюмы, на палубе видна керамическая печь. Сквозь трюмы можно проникнуть внутрь корабля. Парусник окутан сетями. Видимость до 5м. Поларис был построен в 1917 году на финской верфи в городе Койвисто. В 1938 году он был продан судоходной компании в Эстонии и получил имя «Раа». Погрузившись на парусник мы увидели хаотично разбросанные деревянные конструкции. Хорошо сохранились трюмные люки. Глубина трюма около двух метров. Трюмы пустые. Предположительно Поларис погиб в результате взрыва. Здесь присутствует слабое течение, поэтому нужно перемешаться ближе к палубе парусника. Обойти весь парусник нам удалось за 15 минут, после чего мы отцепили якорь и начали всплытие. Погружение получилось 25 минут. В без декомпрессионном режиме.
Далее мы проследовали к небольшому рыболовецкому траулеру «Кристина». Это голландский рыболовецкий траулер, который во время войны немцы использовали как минный тральщик. Он погиб подорвавшись на мине. Лежит «Кристина» южнее Парусника на глубине 27 м. в середине корпуса видны сильные разрушения. Видимость около 4-5 м. Слабое течение.
Погружение в Балтику связаны с определенным риском. Небольшая видимость и холодная вода, темнота, сети и течения заставляют постоянно держать себя в руках. Поездка в Таллинн и погружения в Таллиннском заливе были для нас хорошей тренировкой, после зимней «спячки».
Опыт бесценен. Проанализировав наши первые в этом сезоне погружения в Балтийское море, пришлось немного адаптировать снаряжение, изменить конфигурацию видео техники, пересмотреть механизмы командного взаимодействия.
Теперь мы готовы и нас ждут неизведанные тайны Балтийских глубин!