ИЗУЧЕНИЕ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ ПО ТРАССЕ СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКОГО ГАЗОПРОВОДА В РОССИЙСКИХ ВОДАХ ФИНСКОГО ЗАЛИВА В 2006-2009 ГГ.

 Е. Сорокин, А. В. Степанов

ИЗУЧЕНИЕ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ ПО ТРАССЕ СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКОГО ГАЗОПРОВОДА В РОССИЙСКИХ ВОДАХ ФИНСКОГО ЗАЛИВА В 2006-2009 ГГ.

Проектирование Северо-европейского газопровода (СЕГ), прокладываемого из России в Германию по дну Балтийского моря через территориальные воды и экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, стало причиной проведения здесь масштабных подводных археологических исследований, приведших к выявлению десятков новых объектов культурного наследия (рис. 1).

 

В 2006-09 гг. в российских водах Финского залива проводились комплексные подводные исследования, включавшие выявление и разведочное обследование затонувших судов по трассе проектируемого газопровода. Следуя от бухты Портовая западнее острова Малый Фискар, юго-восточнее архипелага Большой Фискар, мимо острова Соммерс, Северной Гогландской мели, западнее о. Гогланд, трасса выходит за пределы территориальных вод Российской Федерации в экономическую зону Финляндии. Общая ее протяженность в российских водах составляет около 110 км.

 

Проектная трасса СЕГ пересекает исторические водные коммуникации, проходившие из акватории Балтийского моря в Восточную часть Финского залива. Уже в средневековье здесь проходил водный путь из стран Северной Европы к устью Невы, Березовым островам и Выборгскому заливу. Начиная с эпохи викингов (Vill-XI вв.) до позднего средневековья (XVII в.) путь вдоль северного побережья Финского залива служил основным путем дня плаваний скандинавских, ганзейских и других североевропейских судов в Северо-западную Русь. С момента основания Выборга в 1293 г. через этот район проходили коммуникации, связывавшие этот город со Швецией. Учитывая, что существующие фарватеры были проложены по основным направлениям традиционных водных путей, использовавшихся для движения судов с эпохи средневековья, можно прогнозировать обнаружение здесь затонувших кораблей средневекового периода, не упоминаемых историческими документами. Для этого времени было характерно плавание в пределах видимости берега, поэтому наиболее вероятно обнаружение средневековых судов в непосредственной близости от северного побережья и вблизи прибрежных островных архипелагов. Начиная с позднего средневековья международные сообщения с использованием больших парусных судов совершались по сформировавшимся к тому времени магистральным путям, проходившим на удалении от берегов и во многом совпадающим с современными судовыми фарватерами. В то же время навигация судов малых и средних размеров продолжала зачастую осуществляться по традиционным прибрежным маршрутам.

 

Наибольших масштабов судоходство в этих водах достигает после основания в 1703 г. Санкт-Петербурга, через который осуществлялась основная торговля России с Западной Европой (рис. 2). В XVIII-XX вв. район прохождения магистральных водных путей к Петербургу и Выборгу севернее острова Гогланд входил в зоны действия двух маяков — Соммерского и Северного Гогланд-ского. Другой вариант пути проходил южнее о. Гогланд.

 

Информация о гибели торговых и военных судов в этих водах содержится в архивных документах. Особую опасность в районе п-ова Портовый — островов М.Фискар, Б.Фискар представляют прибрежные камни у п-ова Портовый, а также каменные банки. В этом районе происходило преследование русским флотом отходящих шведских кораблей в ходе Выборгского морского сражения 1790 г., в котором погибло несколько десятков шведских кораблей (SFH1942; Тюленев 1996:48-51). Согласно статистическим данным, только за период с 1841 по 1858 г. в этом районе затонуло 2 судна (РГА ВМФ, ф. 402, оп. 2, д. 1044).

 

Значительное количество судов затонуло вблизи островов Соммерс. Согласно статистическим данным, в районе острова Соммерс только за период с 1841 по 1858 г. погибло 5 судов и получило серьезные повреждения одно судно (РГА ВМФ, ф. 402, оп. 2,д. 1044), за период 1856-1866 гг. здесь погибло 4 и повреждено 8 судов (РГАВМФ, ф. 402, оп. 2, д. 1314). Галиот «Стрельна» в 1773 г. потерпел крушение на северной стороне о. Соммерс (Соколов 1855: 20). Здесь же в 1862 г. погиб пароходо-фрегат «Гремящий», посланный из Кронштадта для оказания помощи американскому судну «Эмперор», севшему на мель у о. Малый Соммерс (Сорокин 2007: 6). Северная Гогландская мель, расположенная в нескольких километрах от северной оконечности острова Гогланд, представляет собой место самых массовых крушений торговых и военных судов XV1II-XX веков в Восточной Балтике. Согласно статистическим данным, только за период с 1841 г по 1858 г. в этом районе затонуло 14 судов и 4 получили серьезные повреждения (РГА ВМФ, ф. 402, оп. 2, д. 1044). В 1856-1866 гг. здесь погибло 12, повреждено 14 судов (РГА ВМФ, ф. 402, оп. 2, д. 1314). Большинство из них были частными торговыми судами, преимущественно иностранными: английскими, голландскими, норвежскими, немецкими, финскими, шведскими.

 

Имеется подробная информация о гибели в этом районе нескольких русских и иностранных грузовых судов, таких как галиот «Энге-Тобиас» в 1771 г., транспортная яхта «Феодосия» в 1814 г., транспорт «Америка» в 1856 г. (Соколов 1855: 2, 88; Крушение тр. «Америка» 1856:32-35). Известны здесь и крушения военных кораблей. В XVIII в. здесь погибли два 32-пушечных фрегата «Гектор» (затонул в 1742 г.) и «Архангел Михаил» (затонул в 1760 г.) (Соколов 1855: 5,11).

 

О масштабах крушений в этом районе акватории залива может свидетельствовать такой факт, что только в том же 1856 г. в этих местах затонули шведская шхуна «Виктор», английские суда: корабль «Александр», бриг «Юнг Диксон», пароход «Джаккал». В 1860 г. здесь погибли финская шхуна «Ида», английские купеческие суда «Фани» и «Гомсваль» и голландское судно «Тритон» (Сорокин 2007: 7). Для середины XIX века эти данные могут считаться среднегодовыми. Таким образом, можно предполагать, что только за последние три столетия здесь погибло несколько сотен кораблей, принадлежавших разным странам Северной Европы.

 

В зоне прокладки газопровода имеются и суда, затонувшие во время Великой Отечественной войны. В этой акватории гибли суда во время Таллинского перехода (28-30 августа 1941 г.) и эвакуации гарнизона с полуострова Ханко (26 октября – 2 декабря 1941 г.), а также в ходе боевых операций в районе острова Соммерс в сентябре 1941 г. и в июле 1942 г. (МА1966:248-254; Богатырев 1994; Сорокин 2007: 15).

 

Согласно архивным документам, в годы Великой Отечественной войны в районе о. Соммерс погибло 11 советских судов. 20 сентября 1941 г. авиацией противника здесь были потоплены торпедные катера №21, №91, а 28 сентября 1941 г. Малый охотник — МО 305. 8-10 июля 1942 г. в ходе операции советских войск по высадке десанта и доставке продовольствия на о. Соммерс в столкновении с канонерскими лодками противника погибло несколько советских торпедных катеров: №№31, 121, 71, 113, 22, 83, 123, а также Малый охотник — МО 306 (Сорокин 2007: 15)

 

Остатки двух судов: финского сторожевого катера, затонув-1 шего в самом конце войны, и одного из советских вспомогательных судов (предположительно буксир «Шауляй»), погибшего во время Таллинского перехода, были обследованы Санкт-Петербургской археологической экспедицией ИИМК РАН, СЗИ Наследия в 2005 г. в районе Северной бухты (Сууркюлян-лахти) о. Гогланд (Сорокин 2005).

 

Поисковые работы 2006-09 гг. по выявлению затонувших судов на участке российской трассы Северо-европейского газопровода велись компанией «Нордстрим» с применением гидролокатора бокового обзора и управляемого подводного аппарата (ROV) с телевизионной камерой. В 2008-09 гг. поисковые работы в целом были завершены. Общее количество выявленных объектов составило 18. Все они получили условные наименование в соответствии с созданной ранее системой учета по ближайшему географическому пункту: Гогланд 6-141, Соммерс 3-9, Нерва 8, Большой Фискар 1 (рис. 3). Учитывая близость некоторых из них к трассе проектируемого газопровода, в 2009 г. проводились дополнительные мониторинговые работы по ряду объектов.2 В процессе этих работ на южном участке прохождения трассы — вблизи о. Гогланд, было обследовано четыре объекта, включая обнаруженный экспедицией (в результате гидроакустического сканирования) у основания восточного склона Гогландской банки, не известный ранее, затонувший корабль XIX в., получивший название «Гогланд 14». Три других обследованных подводниками объектов: «Гогланд 11» – грузовое судно последней четверти XVIII в., «Гогланд 13» — грузовое судно первой половины XVIII в. и «Соммерс 4» – грузовое судно XIX в. В процессе обследования были произведены их осмотр и предварительные обмеры и фиксация архитектурных элементов (Степанов 2009). Остальные объекты изучались по материалам гидроакустической съемки и видеосъемки, предоставленным ОАО «Питергаз».

 

Список объектов, обнаруженных на трассе российского участка СЕГ.

 

«Гогланд 6». Деревянное парусное грузовое судно предположительно XVIII в. находится в 2.8 км к Северу-северо-западу от северной оконечности о. Гогланд. Корпус судна хорошо сохранился, за исключением кормовой части левого борта, стоит на ровном киле на глубине 53 м курсом 190°, ориентировочные размеры: 20.7 х 5.7 х 2.4 м (здесь и далее длинна х ширинах высота). Бушприт основанием лежит на носу, оконечностью на грунте. Сохранились два носовых якоря, крамболы, брашпиль, установленный между бортами судна. За брашпилем на правом борту лежит мачта. В кормовой части палуба разрушена. В трюме лежат колеса экипажей, которые, по всей видимости, и составляли основной груз судна (рис. 4).

 

«Гогланд 7». Железная баржа XX в. находится в 4.1 км к западу от северной оконечности о. Гогланд. Корпус хорошо сохранился, стоит на ровном киле на глубине 58 м курсом 337°, ориентировочные размеры: 25.1 х 5.3 м. Дно плоское, носовая оконечность острая с остатками палубы и небольшим фальшбортом, с двумя битенгами на скулах. Частично сохранился деревянный планширь. Набор -из металлического профиля. Бортовая обшивка — металлическая, сильно коррозированная. Судно, возможно, относится ко времени Великой Отечественной войны.

 

«Гогланд 8». Деревянное парусное судно конца XIX — начала XX в. находится в 2.8 км к Северу-северо-востоку от северной оконечности о. Гогланд. Корпус хорошо сохранился, стоит на ровном киле на глубине 58 м курсом 337°, ориентировочные размеры: 22.5 х 7.0 м. Палуба носовой части разрушена. За Деревянным брашпилем лежит большое колесо — шестерня, вдоль правого борта — решетчатый барабан. В кормовой части палуба сохранилась. В ней — тамбур со световым люком и открытый грузовой люк. В носовой и кормовой частях в ограждении — порты с битенгами. Сохранилось два якоря с железными штоками на железных цепях. На палубе и на грунте у носовой части — россыпи фаянсовой посуды (рис. 5).

 

«Гогланд 9». Деревянное парусное судно XVIII-XIX вв. находится в 3.6 км к Северу-северо-востоку от северной оконечности о. Гогланд. Корпус хорошо сохранился, стоит на ровном киле на глубине 51м курсом 280°, ориентировочные размеры: 32.0 х 8.1 х 6.5 м. Надстройки в кормовой и носовой частях разрушены. Сохранились леерное ограждение, брашпиль в носовой части. В надстройке носовой части – ящик с посудой и камбузный котел. По левому борту под нагельной планкой — небольшая, вероятно, сигнальная пушка на деревянном станке. К Северо-северо-востоку от носовой части на фунте — скопление рангоутного дерева.

 

«Гогланд 10». Развал корпуса парусного судна XIX-XX вв. находится в 4.1 км к Северо-востоку от северной оконечности о. Гогланд на глубине 35 м, ориентировочные размеры: 21.9 х 8.2 м. Грунт каменистый. Сохранились крупные фрагменты борта, бушприт, мачта, брашпиль, якорь с железным штоком, железная цепь.

 

«Гогланд 11». Трехмачтовое деревянное судно находится в 4.7 км к Северо-востоку от северной оконечности о. Гогланд (Степанов 2009:17-24). Лежит на грунте (заиленный песок) на ровном киле на глубине 48 м (палуба 45 м) курсом 210°. Корпус судна длиной 26 м, шириной 7 м сохранился примерно на 70 %. Носовая и кормовая оконечности разрушены. Внешняя бортовая обшивка в результате полного уничтожения коррозией крепящих ее гвоздей отвалилась полностью, за исключением нижней части корпуса, примыкающей к форштевню. Средняя часть корпуса сохранилась почти полностью. Доски палубы частично смещены со своих мест из-за сильной коррозии металлического крепежа. От фок- до бизань-мачты сохранился набор: шпангоуты, бимсы, внутренняя обшивка. Сечение штевней составляет 70 х 25 см. Шпангоуты имеют прямоугольное сечение, в верхней части толщина около 10 см, ширина около 30 см, размер шпации также составляет около 30 см. Ширина бимсов около 35 см. В носовой и кормовой частях между бимсами над палубой выступают кницы, сделанные из кокор, служившие, вероятно, для поддержки бимсов полубака и полуюта, на которых, судя по всему, имелись кормовая и носовая надстройки.

 

Перед носом судна, справа, в завале из досок, лежат два железных якоря с деревянными штоками длиной 2.5 м. Форштевень возвышается на 5 м над грунтом. Бушприт длиной 10.9 м лежит под наклоном вниз, вперед и влево. В 2.5 м от форштевня над палубой возвышается обломанное основание фок-мачты диаметром 35 см. фок-мачта трехсоставная, лежит на правом борту в носовой части судна под углом вперед. Под ней лежит рей, а рядом значительное количество деталей рангоута и такелажа. На палубе между основаниями фок- и грот-мачты на правом борту с опорой на грунт лежит брашпиль длиной около 5 м. На этом участке палубы два грузовых люка. Между ними — отверстие, вероятно, от основания шпиля. В трюме по всей длине корпуса прослежены мешки, в кормовой части — бочки. Груз, обнаруженный в мешках, — пшеница, в бочках — вероятно, топленый жир. Грот-мачта лежит под правым бортом перпендикулярно к корпусу судна. Обломок основания грот-мачты возвышается над палубой на 0.45 м. За ним частично развалившаяся печь размером 1.1 х 0.7 м, сложенная в полкирпича (рис. 6). Печь в плане П-образная, основание открытой части полукруглое, стоит на усиленной деревянной раме, между бимсами. Нижняя часть кирпичных стенок отштукатурена и обшита металлом. На открытых торцах стенок – высокие, обшитые металлом деревянные стойки, за печью — стойки, вероятно, служившие основанием навеса или крыши камбуза. В кормовой части палубного настила — две водоотливные помпы (диаметр 25 см, внутренний диаметр — 15 см, расстояние между осями 130 см).

 

В развале кормовой части палубы сохранился фрагмент кирпичной кладки 1.0 х 0.3 х 0.3 м, вероятно, от одной из печей. Ахтерштевень возвышается над грунтом на 5 м. За кормой, справа по борту, под углом 45° в развале досок находится руль с румпелем Длиной около 6 м. Бизань-мачта, двухсоставная, общей длиной 15.3 м, лежит основанием в развале кормовой части перпендикулярно правому борту. Среди деревянных деталей встречаются орнаментированные резным узором доски и панели. С судна поднято 70 индивидуальных находок. Большая часть бытовых предметов и кухонной утвари была сосредоточена между грот-мачтой и бизань-мачтой, где располагалась камбузная надстройка. 9 серебряных монет, найденных в кормовой части, принадлежат двум государствам и двум хронологическим группам: 4 голландских стивера и 5 российских рублей. Стиверы, номиналом 2 стивера (1 шт.) и 6 стиверов (3 шт), были отчеканены в 1670-х -I 1699 гг. Российские рубли относятся к царствованию Петра 1 (1720 г.), Анны Иоанновны (1738 г.), Елизаветы Петровны (1742 г.),1 Екатерины II (1769 г.) (рис. 7).

 

Керамическая и стеклянная посуда была обнаружена на палубе, преимущественно в районе камбузной печи, в трюме и на юте. Стеклянная посуда представлена пятью бутылками темно-зеленого стекла голландского типа, круглобокими, с глубоко вдавленным донышком и коническим вытянутым горлом («луковичные» винные бутылки), емкостью от 0.55 до 0.9 л (рис. 8: 1, 2). Среди находок также были шестигранная и четырехгранная (штоф) бутылки! (рис. 8: 3, 4). На судне найдено большое количество поливной! керамической посуды: горшки, миски, тарелки, покрытые изнутри! и снаружи коричневой поливой, некоторые с росписью желтого цвета (Рис. 9: 1). Три кувшина с веретенообразным туловом, ручками и коническими горлышками изготовлены из каменной массы и покрыты коричневой поливой (рис. 9: 2). В двух из них сохранились остатки содержимого: растительное масло и рыбий жир.

 

Фаянсовая посуда представлена чайными чашками и пиалами, блюдцами, сахарницей, часть из которых без росписи, но есть с кобальтовой и марганцевой росписью, с изображениями растений! и птиц. Имеется дуршлаг — тарелка с двумя ручками и тремя ножками, с круглыми отверстиями по всей площади дна.

 

Найдены девять голландских курительных трубок, в т. ч. два фрагмента мундштуков и целая трубка (рис. 10). Такие формы чашечек характерны для XVIII в., при этом по клеймам на пятках они могут датироваться на основании наиболее узкой даты 1749-1812 гг. (Duco 1982: 55-105), что не противоречит датировке остальных находок. Наиболее интересна трубка производства города Гауда с изображением по обеим сторонам пятки герба города(рис. Ю: 1)- На чашечке имеется рельефное изображение — герб короля Фридриха Вильгельма II Прусского, который поддерживают два дикаря с дубинами, над ними текст на лентах — «VTVAT REX / PRUYSE», имя мастера – Joris de Liefde. Такие трубки датируются последней четвертью XVIII века (Meulen 2003).

 

Металлическая посуда сохранилась плохо из-за коррозии. У печи лежат остатки кастрюль и сковород. Найдены три сильно коррозированные оловянные ложки, на одной из которых различимо клеймо в виде щита — герба Амстердама с двумя буквами «К» по обеим сторонам от него. Среди находок также бронзовый кран с втулкой для вбивания в бочку с напитками. На палубе найдены две литые оловянные обувные пряжки. Эти находки имеют аналогии в материалах из раскопок Амстердама (Opgravingen 1977: 352-353, 305-309, 170-174).

 

Интересны находки навигационных инструментов: линейки и циркуля. Костяная раскладывающаяся линейка с металлической осью с одной стороны и отверстиями под иголки (для использования в качестве циркуля) с другой. Бронзовый циркуль сильно коррозирован.

 

Судя по форме и конструкции судна, а также по особенностям судовой архитектуры и рангоута, оно напоминает галиот (рис. 11). Конструктивные особенности, а также обнаруженные на нем находки позволяют говорить о его голландском происхождении и торговом назначении. Аналогичным по форме и конструкции является русское судно голландской постройки «Святой Михаил» размерами 24.9×6.2 м, затонувшее в 1747 г. в финских водах (Ahlstrom 1997: 180-197). Модель аналогичного трехмачтового галиота «Фридрих Вильгельм II» 1789 года экспонируется в Технологическом музее в Берлине (Schriftenreihe des Museums 1996: 76-85; Степанов 2009:17-24). Наиболее вероятная датировка судна – последняя треть XVII1 в.

 

«Гогланд 12». Деревянное парусное судно XVIII-XIX вв. находится в 6.5 км к Востоку-северо-востоку от северной оконечности о. Гогланд. Корпус, частично сохранившийся, стоит на ровном киле на глубине 52 м курсом 185°, ориентировочные размеры: 21.2 х 6.1 х 2.5 м. В носовой части – порт для бушприта. Упавшая фок-мачта ориентирована вперед вправо. На шкафуте вверх днищем лежит шлюпка. В развале кормовой части различимы брашпиль, руль с румпелем, крамбол и детали рангоута. Гогланд 13». Двухмачтовое грузовое судно находится в 13 км к востоку-северо-востоку от северной оконечности о. Гогланд (Степанов 2009: 25-27). Судно стоит на ровном киле на глубине 61 м, ориентировочные размеры: 21 х5.5 х4 м. Корпус хорошо сохранился, частично затянут рыболовецкими сетями. Носовая и кормовая оконечности округлые. В носовой части на грунте лежат два якоря с деревянными штоками и оклетневанными рымами (рис. 12). Бушприт отсутствует, за форштевнем расположен брашпиль длиной 3.6 м, высотой 1.3 м. На заиленной палубе много деталей такелажа, канатов, комингсы двух люков. Основания фок-мачты не выявлено. На юте расположены цилиндры двух водоотливных помп, между ними находится основание грот-мачты, за ними вход во внутренние помещения у которого со стороны кормы стоит нактоуз (шкафчик для приборов — высота 1.1 м, ширина 0.84 м, глубина 0.3-0.4 м). В нем находились фонарь, два деревянных компаса, стеклянные колбы от песочных часов (рис. 13). Между ахтерштевнем и нактоузом на палубе расположен люк ахтерпика. Фальшборт бака и ют судна надставлены леерным ограждением высотой 30 см. За кормой на грунте лежит руль с румпелем длинной 3.6 м. Навершие бал ера имеет форму опрокидывающейся вперед волны и украшено резным растительным орнаментом.

 

С судна поднято семь индивидуальных находок, среди которых стеклянная рюмка, деревянный топенант-блок и бочонок с кистью для смоления. Особый интерес представляют два компаса в виде деревянных цилиндров, сужающихся кверху, максимальным диаметром 155 мм, а высотой 80 мм с деревянным основанием, по центру которого торчит медная ось не сохранившейся стрелки или картушки. Закрывался такой компас стеклом диаметром 137 мм. Предварительно судно может быть датировано XVIII в.

 

«Гогланд 14». Судно обнаружено при гидроакустическом обследовании Гогландской банки в процессе работ 2009 г. подводной экспедицией «Нептун» в 4.2 км к Северу-северо-западу от северной оконечности о. Гогланд (Степанов 2009:27-30). Развал деревянного судна лежит у основания каменистого склона банки на глубине 38 м на песчаном грунте с креном на правый борт. На склоне — детали рангоута и такелажа, мелкие обломки, якорная цепь. Корпус судна развалился на части. Носовой развал не дает возможности определить длину судна, которая составляет приблизительно 25 м. В носовой части лежат два якоря с деревянными штоками, длина веретена составляет 2.6 м, рога относительно короткие. Здесь же по левому борту находится деревянный брашпиль с сильно коррозированной цепью и крамбол. По правому борту лежит мачта. Центральная часть корпуса сохранилась частично. Правый борт лежит на грунте, левый нависает над провалившейся палубой. В сохранившейся части палубы, в 13.5 м от ахтерштевня, расположен большой (1.7 х 1.5 м) грузовой люк с комингсом. Ближе к корме палуба отсутствует, среди досок торчат завалившиеся на правый борт два деревянных цилиндра водоотливных помп. В кормовой части, на протяжении 4.5 метров до ахтерштевня находится завал из досок и кирпичей, разломанной мебели, где встречается фаянсовая, металлическая и стеклянная посуда. Кормовая оконечность частично сохранила свою форму, в нижней ее части левый борт пришит к ахтерштевню, правый оторвался от него (рис. 14).

 

Коллекция находок включает 27 предметов, поднятых из развала кормовой части (рис. 15). Фаянсовая посуда с кобальтовой росписью представлена тарелкой, миской и банкой (рис. 15: 2-4). Тарелка с китайским сюжетом, на дне оттиск из трех слов в виде полукруга: верхняя дуга «PATTERSON & СО», прямое основание «POTTERY», по центру «TYNI». Фаянсовая миска с пасторальным сюжетом: две женщины и мужчина в беседке. На обратной стороне надпись «CHESS». На цилиндрической банке с крышкой имеются изображения сидящей под деревом женщины с ребенком на руках и собакой у ног, замка, постамента с вазой, стоящего человека с ружьем, построек, геометрического орнамента.

 

Керамические изделия представлены поливной посудой: горшок с двумя ручками, три банки емкостью 0.3,0.6 и 1.0л, двумя тарелками (рис. 15: 7-10). На дне крупной тарелки оттиск из двух

 

частично сохранившихся надписей «—LL & СО /—-» и

 

третей «- J—N-10N» между ними.

 

Найдены две курительные трубки с рельефными изображениями на чашках. Слева, в обрамлении двух перекрещенных веток, кадка с растением, сверху надпись «S. SMITH», справа изображение стоящей птицы в обрамлении двух перекрещенных веток, сверху надпись «HULL». Осевой шов спереди и сзади чашки украшен орнаментом из листьев. По бокам пятки знак в виде буквы О или Q в круге (рис. 15: 5-6). Стеклянная посуда представлена двумя находками: четырехгранной с коротким горлышком аптечной бутылкой от противоцинготных капель, с рельефным текстом на сторонах: «J.LIGNUM & SON/ ONLY PROPRIETOR / OFTHE ROYAL/ANTISCORBUTIC DROPS», и цилиндрической бутылкой зеленого стекла с красным плодово-ягодным вином (емк. 0.33 л), с клеймом «F&C» на плечевом медальоне (рис. 15:1). Кроме того, поднято 5 фрагментов оконного стекла толщиной 1.1 мм.

 

Металлические изделия — гвоздь медный, колокольчик, поддон подсвечника с ручкой, полусфера, орнаментированная концентрическими окружностями. Найдены кожаный ботинок и связка шнуров (дл. 23 см, диаметр 1.4 см), вероятно, артиллерийских фитилей.

 

Обнаруженные на судне вещевые находки конца XVIII — первой половины XIX в., в основном, были произведены в Англии (фаянсовые изделия, курительные трубки). Некоторые конструктивные элементы судна также позволяют предполагать его английское происхождение. Наличие же на судне якорной цепи отодвигает датировку судна к середине XIX в., когда такие цепи получают широкое распространение (Скрягин 1979: 213).

 

«Соммерс 3». Развал парусного судна XIX в. находится в 15 км к Юго-западу от маяка Соммерс. Частично сохранившийся корпус лежит на глубине 58 м курсом 139°, ориентировочные размеры: 20.3 х 6.7 х 2.1 м. Нос и корма — остроконечные в плане. В носовой части — форштевень, в развале — деревянный брашпиль с цепью. В кормовой оконечности вертикально стоит ахтерштевень, под ним лежит перо руля с балером, без румпеля. В сохранившейся части борта различимы набор из парных шпангоутов, с шипами в верхней части под планширь, а также шпигаты в каждой шпации.

 

«Соммерс 4». Двухмачтовое грузовое судно XIX века находится в 11 км к Юго-западу от маяка Соммерс (Степанов 2009: 30-32). Корпус почти полностью сохранился, стоит на ровном киле на глубине 63.4 м, ориентировочные размеры: длина 28 м, ширина 6.9 м, высота по палубе около 5 м. Палуба заилена и частично затянута сетями. Носовая оконечность в плане округлая, кормовая — транцевая, ее фальшборт частично разрушен. Нижняя часть корпуса и перо руля обшиты металлическими листами, вероятно, медными. Обшивание подводной части судов металлическими (медными) листами, препятствующими обрастанию днища водорослями, начинается в Северной Европе в XVTI в. В России эта технология распространяется во второй половине XVIII в. На носу судна — обломанный бушприт, на скулах — трех шкивные крамболы. Брашпиль с восьмигранным барабаном, на котором сильно коррозированная якорная цепь, расположен в 4.5 м от форштевня. За брашпилем, в 6 м от форштевня — основание фок-мачты. Обломанная фок-мачта лежит на левом борту, под углом в сторону кормы. Бак завален обломками корпуса, рангоута и такелажа, затянут сетями. На шкафуте, в 9.5 м от форштевня — железная, сильно коррозированная квадратная печь с обломком трубы. На палубе — шлюпочный кильблок. Обломанная грот-мачта лежит на левом борту, под углом в сторону носа. В 19.2 м от форштевня — развал деревянной надстройки и деревянный тамбур или ящик. За ним, в 23 м от форштевня расположен большой тамбур с трапом во внутренние помещения по правому борту. На юте, в 26.3 м от форштевня находится рулевой механизм, со штурвалом, закрепленном на оси, на которую намотан приводной канат, соединенный с коротким румпелем (рис. 16). На палубе под штурвалом — решетчатый деревянный настил. Вокруг судна на удалении до 30 м лежат детали рангоута и такелажа парусного корабля: мачты длинной до 10 м, реи, канаты.

 

Водолазами-исследователями произведены замеры основных габаритов судна и видеосъемка. С палубы носовой части поднята фаянсовая миска, со шкафута — кусок каната, оконечность которого окована медным стаканом и двушкивный блок.

 

«Соммерс 5». Деревянное парусное судно XIX в. находится в 9 км к Юго-западу от маяка Соммерс. Корпус полностью сохранился, стоит на ровном киле на глубине 62 м курсом 100°, ориентировочные размеры: 30 х 9 х 4 м. В носовой части — бушприт, два клюза и два якоря с железными штоками по сторонам, цепи от которых заведены на деревянный брашпиль. На планшире выступают по обоим бортам два битенга. Палуба завалена досками разрушенных надстроек, под углом возвышается грот-мачта, рядом лежит металлическая лебедка. Ближе к юту — основание сломанной бизань-мачты и водоотливная помпа. По правому борту сохранились руслени фок- и бизань-мачт. Ют приподнят над уровнем шкафута. На корме — люк с комингсом. В борту кормы -резные квадратные иллюминаторы в обрамлении наличников с резным растительным орнаментом (рис. 17).

 

«Соммерс 6». Парусное судно начала XX в. находится в 1.8 км к Югу-юго-востоку от маяка Соммерс. Корпус металлический, полностью сохранился, стоит на ровном киле на глубине 59 м курсом 83°, ориентировочные размеры: 31 х 8 х 3.5 м. Перед носом лежат якорь с металлическим штоком и декорированное резьбой с растительным орнаментом носовое украшение — княвдигед. Деревянные надстройки разрушены. На палубе сохранилось основание мачты, за ней – механическая лебедка, далее к корме следуют разрушенные деревянные надстройки, деревянная крышка люка. На корме перед транцем – металлическая крышка люка с иллюминатором.

 

«Соммерс 7». Советский торпедный катер находится в 1.5 км к Югу от Малого Соммерса на глубине 59 м, ориентировочные размеры: 14.1 х3.4х 1.2 м. Корпус из клепаного алюминия сильно разрушен в результате взрыва (рис. 18). Обломки затянуты рыболовными сетями. Различим газовый баллон, погнутая выхлопная труба с соединительными фланцами. По-видимому, катер относится к типу Г-5. Судя по разрушениям корпуса и надстроек – настилу, сорванному с желобов торпедных аппаратов, это один из катеров ТКА, погибший здесь в первые годы Великой Отечественной войны. Торпедные катера ТКА типа Г-5 строились в 1930-х гг., водоизмещение 14.9-17.8 т, дл. 19.1 м, шир. 3.4 м, осадка 1.24 м, два мотора мощностью 1700-2000 л.с., скорость до 50 узлов. Экипаж 8 человек. Вооружение: два торпедных аппарата по две торпеды в каждом, два пулемета ДШК, дополнительное — мины и бомбы (Широкорад 2002:113-114).

 

«Соммерс 8». Советский торпедный катер находится в 1.3 км к Юго-востоку от о-ва Малый Соммерс. Корпус дюралюминиевый, почти полностью сохранился. Стоит на ровном киле на глубине 66 м курсом 190°, ориентировочные размеры: 18 х 3.3 х 1.5 м. Носовой флагшток Т-образный. Перед моторным отделением в люке установлена турель со спаренными пулеметами Дегтярева ДА-2 (калибр 7.62 мм). Рубка разрушена до комингса люка с пулеметной турелью. Турель пулемета ДШК (калибр 12.7 мм) установлена нехарактерной для Ш-4 башенке. Лотки торпедных аппаратов перекрыты дощатым настилом для размещения морского десанта. По кромке левого борта проложена выхлопная труба, загнутая вверх у транца. Часть борта выполнена из гофрированного алюминия. По всей видимости, это торпедный катер ТКА Ш-4, который был потоплен здесь в первые годы Великой Отечественной войны. Торпедный катер ТКА типа Ш-4: водоизмещение 10 т, дл. 18.07 м, шир. 3.33 м, осадка 1.0 м, два мотора мощностью 1050 л.с., скорость до 44 узлов. Экипаж 6 человек. Вооружение: два торпедных аппарата по 2 торпеды в каждом, 1 пулемет ДШК, дополнительное – мины и бомбы (Широкорад 2002:113-114).

 

«Соммерс 9». Деревянное парусное судно XIX-XX вв. находится в 3-х километрах к востоку от Малого Соммерса. Корпус с клинкерной обшивкой полностью сохранился, стоит на ровном киле на глубине 52 м курсом 25°, ориентировочные размеры: 11 х 5 х 1 м. Бушприт длинной 4 метра упирается основанием в битенг. Сразу за битенгом установлен брашпиль, на него намотана якорная цепь. Полевому борту сохранился одношкивный крамбол, под ним на грунте лежит железный якорь с деревянным штоком. На шкафуте, ближе к носу — основание сломанной мачты, сама мачта лежит вперед, по правому борту, рядом рангоутное дерево. На заиленной палубе разбросаны кирпичи и блоки. В центре ее расположен грузовой люк с комингсом. За люком — водоотливная помпа. На корме — основание надстройки. Руль с округлым пером висит на своем месте, румпель металлический у ахтерштевня.

 

«Нерва 8». Затонувшее судно находится в 6.5 км к Западу от о-ва Нерва на глубине 40 м, ориентировочные размеры: 23.5 х 5.6 х 0.7 м (по материалам гидроакустической съемки).

 

«Большой Фискар 1». Лодка находится к Югу-юго-востоку от о-ва Большой Фискар на глубине 25 м, ориентировочные размеры: 4.8 х 1.7 х 0.4 м (по материалам гидроакустической съемки).

 

Экспертные заключения по материалам съемки и подводных исследований были выполнены в 2007, 2009 гг. в ИИМК РАН и СЗИ Наследия (Сорокин 2007, Степанов 2009). Все обнаруженные суда были рекомендованы для включения в список выявленных объектов культурного наследия. На данной стадии изучения какие-либо точные определения затонувших судов на основе письменных документов затруднительны, учитывая массовый характер их гибели в этом районе и недостаточную изученность как самих судов, так и всего комплекса архивной информации по судам, затонувшим в этих местах. В то же время можно констатировать, что среди них преобладают торговые суда средних размеров, принадлежавшие нескольким европейским государствам. Это соответствует историческим данным, согласно которым основные морские грузоперевозки по Балтике между странами Западной Европы и Россией осуществлялись в XVIII-XIX вв. западноевропейскими, преимущественно английскими и голландскими, судами.

 

Учитывая, что большинство из найденных судов залегают на значительной глубине и имеют хорошую сохранность, при проведении строительных работ по трассе СЕГ рекомендовано сохранение всех обнаруженных судов на месте находки. Для обеспечения их сохранения проектируемая трасса газопровода должна проходить не ближе чем в 100 м от выявленных объектов. В случае уменьшения этого расстояния необходима разработка специального проекта сохранения объекта культурного наследия. В случае подъема судов или их частей должна быть предусмотрена их полная консервация и передача в государственное музейное хранение.

Литература и архивные документы

 

Богатырев1994 – Богатырев С. В. Потери боевых кораблей и катеров ВМФ СССР в период Великой Отечественной войны. Л., 1994.

 

Крушение тр. «Америка» 1856— Крушение транспорта «Америка» на сев. Оконечности Гогланда. 15. 10. 1856. Морской сб. XXVI. №14. С. 32-35.

 

МА 1966- Морской атлас. Т. 3., ч. 2. М., 1966.

 

РГА ВМФ, ф. 402, оп. 2, д. 1044. Балтийское море с означением крушений судов у берегов России с 1841 по 1858 г.

 

РГА ВМФ, ф. 402, оп. 2, д. 1314. Балтийское море с означением крушений судов у берегов России с 1856 по 1866 г.

 

Скрягин 1979 – Скрягин Л.Н. Книга о якорях. М., 1979.

 

Соколов 1855-Соколов А.П. Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 год. СПб., 1855.

 Сорокин 2005 — Сорокин П.Е. Научный отчет о проведении подводных археологических исследований в акватории Финского залива в 2005 г. Архив Института археологии РАН. 2005.

 

Сорокин 2007 — Сорокин П.Е. Экспертное заключение об историко-культурной ценности выявленных подводных объектов по трассе Nord Stream (СЕГ) в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны России. СПб., 2007.

 

Степанов 2009 — Степанов А.В. Отчет о производстве археологических разведок в акватории Финского залива в районе островов Соммерс, Гогланд в Кингисепском районе Ленинградской области в 2009 г. Архив Института археологии РАН. 2009.

 

Тюленев 1996 — Тюленев В.А. Выборгский залив как объект морских археологических исследований. Археология Петербурга, вып. 1. СПб., 1996. С. 48-51.

 

Широкорад 2002— Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг. Минск, 2002.

 

Ahlstrom 1997 – Ahlstrom Christian. Looking for Leads: Shipwrecks of the Past Revealed by Contemporary Documents and the Archaeological Record. Helsinki, 1997.

 

Opgravingen 1977 – Opgravingen in Amsterdam. 20 jaar stadsker-nonderzoek. Haarlem, 1977.

 

Duco 1982 – Duco D.H. De Nederlandse kleipijp. Leiden, 1982.

 

Meulen 2003 – Meulen J. van der Goudse Pijpenmakers en hun Merken. 2003.

 

Schriftenreihe des Museums 1996 – Schriftenreihe des Museums fiir Verkehr und Technik, Band 15, Berlin (Nicolai), 1996.

 

SFH1942 – Svenska flottans historia. V. 2. (1680-1814). Malmo, 1942.

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters