МАЛЬТА. РЭКИ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ!

MALTA

МАЛЬТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ РЭКИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МИРОВ
Исторический материал предоставлен Институтом открытого моря (Мальта)
Расположенное в центральной части Средиземного моря небольшое островное государство Мальта славится своей многовековой историей. Множество великих исторических фигур, таких как апостол Павел, Марк Антоний, Сулейман Великолепный, Наполеон, Нельсон, Павел I и Фёдор Ушаков оставили на этом небольшом острове свой след. Богатая история острова связана, прежде всего, с его уникальным положением в Средиземном море. По сути, он находится на пересечении путей из Египта к Гибралтару и из Италии в Тунис, занимая крайне важную стратегическую позицию.

И нтерес к Мальте как морской базе первыми проявили финикийские мореплаватели в I веке до н.э. После них острова Мальтийского архипелага, а точнее остров Гозо стал важной опорной точкой Древнего Рима в Средиземном море. К римскому периоду относится и такое важнейшее событие в истории острова, как крушение у берегов Мальты в 60 году н.э. корабля, на котором апостол Павел и его ученик и жизнеописатель святой Лука следовали в Рим. «Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мальта» (Деяния Апостолов гл.28). Апостол Павел провел на Мальте несколько месяцев, исповедуя христианство. В память об этих событиях сохранилась и ныне действует Церковь кораблекрушения и грот, в котором апостол жил в те дни. В период распада Римской империи Мальта была захвачена сперва арабами, а позже, в 1090 году, войсками графа Роджера Норманнского. В 1530 году на остров прибыли рыцари-госпитальеры ордена св. Иоанна Иерусалимского, впоследствии ставшие более известными как мальтийские рыцари. Эпоха правления Мальтийского ордена составила 268 лет, и за это время Мальта совершила колоссальный скачок в культурном развитии. Была отстроена Валетта – порт-крепость, ставшая столицей островного государства, возведено множество храмов и других зданий. Наиболее значимым событием этого исторического периода является Великая осада острова в 1565 году. Многотысячная турецкая армия Сулеймана II Великолепного при поддержке флота в 200 судов, не смогла покорить защитников острова и была наголову разгромлена. В 1798 году Наполеон Бонапарт, следуя в Египет, захватил Мальту, оставив на острове сильный гарнизон и флот. Контроль над островом со стороны французов существенно сковывал возможности английского флота адмирала Нельсона в Средиземном море и представлял для сторон серьезный стратегический интерес. С точки зрения российской истории примечателен такой факт этого периода: многие изгнанные с острова рыцари переехали в Россию и: провозгласили императора Павла I Великим Магистром Мальтийского ордена. Окончание в Европе наполеоновской эпохи привело на остров англичан, которые вплоть до середины прошлого столетия использовали Мальту как свою стратегическую военно-морскую и военно-воздушную базу в Средиземноморье. В годы Второй мировой войны именно вокруг Мальты развернулись крупнейшие в Европе морские и воздушные бои. Остров стал неприступной крепостью на пути караванов с припасами для корпуса Роммеля в Северной Африке. За годы войны немецкая авиация сбросила на Мальту большее количество бомб, чем на Англию во время знаменитой воздушной битвы за Британию.

Именно в порт Валетты пытались прорваться легендарные боевые пловцы князя Боргезе, а история мальтийского конвоя стала одной из самых ярких страниц J в истории боевых действий союзников в Европе. В 1942 году английский монарх Георг VI наградил Мальту Крестом Святого Георгия «За мужество и беспримерный героизм». С этой поры орден является неотъемлемой частью мальтийского государственного флага.

Богатейшая история острова оставила свой неизгладимый след и под водой. В первую очередь это затонувшие объекты времен Первой и Второй мировых войн. Многие из затонувших кораблей, самолетов и подводных лодок еще не найдены, а большинство из обнаруженных лежат в пределах глубин, достижимых только на гелиевых смесях. Но разве это не делает их более интересными и загадочными как с точки зрения истории, так и с позиции технического дайвинга?

MALTA

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
HMS CORNWALLIS
Корабль Королевского флота Великобритании HMS Cornwallis, лежащий у берегов Мальты, прошел долгий боевой путь и имеет славную историю. В 1906 г. корабль входил в состав Флота Ла-Манша (4-я боевая эскадра), но вскоре, в феврале следующего года, был переведен в Атлантический флот. В августе 1910 г. он был переведен в Средиземноморский флот. В самый разгар Первой мировой войны HMS Cornwallis, на короткое время, присоединился к 6-й боевой эскадре Флота Ла-Манша, затем был возвращен на Средиземноморье. Во время операции в Дарданеллах 18 февраля 1915 г. он стал первым британским военным кораблем, открывшим огонь. HMS Cornwallis принимал участие практически во всех боевых операциях на Средиземноморье. На счету экипажа было несколько удачных спасательных операций и, эвакуаций. В своем последнем морском сражении он получил три торпеды от германской подводной лодки U32. Затонул у берегов. Мальты, унеся с собой жизни 15 человек.

MALTA

PS STIRLING CASTLE
Построен в 1899 г. компанией J Scott & Co в Kinghorn, Fife. Владельцы: Galloway Steam Packet Co, Southampton Isle of Wight & South of England Royal Mail Steam Packet Co Ltd. Тип движителя: колесный пароход с комбинированным диагональным двигателем. Габариты: 170 футов x 24.2 фута. Полный регистровый тоннаж: 271 брт.

Stirling Castle много чего повидал на своём веку. Изначально он использовался при проведении круизов до Alloa и Stirling и для этого был оборудован телескопической трубой. В мае 1907 г. был куплен компанией Southampton, Isle of Wight & South of England Royal Mail Steam Packet Co. Вышел из состава компании в 1907 г. С 1908 г., будучи частью Red Funnel Fleet, Stirling Castle выполнял перевозки по маршруту Bournemouth-Swanage, пока не был переведен на постоянное обслуживание рейсов до Bournemouth в 1909 г. Это судно повидало и военную службу в Средиземном море, и многое другое. До тех пор, пока 26 сентября 1916 г., выполняя свою обязанности, оно не затонуло из-за необъясненного взрыва неподалеку от западного побережья Мальты. Потеря этого судна было первой военной потерей для компании Galloway Steam Packet Co.

MALTA

“ФРАНЦУЗ”
Иначе это затонувшее судно и не назовешь. Самый загадочный рэк Мальтийского архипелага. Так уж распорядилась судьба, что из пяти однотипных кораблей, принадлежавших одной судоходной компании Messageries Maritimes, три погибли примерно в одном районе и в один период вблизи Мальты. Поднятые со дна фрагменты посуды указывают лишь на одно – это корабль Messageries Maritimes. Наличие у «Француза» остатков двух труб с уверенностью говорит о том, что это не «Синай» (грузопассажирские суда этого типа имели одну трубу). Значит, обнаруженное судно или «Магеллан», или «Карнак». Удастся ли со временем разгадать эту тайну?

LE MAGELLAN (EX – INDUS)

Длина: 152 метра. Водоизмещение: 9850 тонн. Количество пассажиров: 300. Приводился в движение двумя паровыми двигателями, работающими на угле; две трубы. Le Magellan был торпедирован 11 декабря 1916 г. в Средиземном море подводной лодкой U-63, при подходе к Мальте. Погибло 36 человек. Часть выживших взял на борт «Синай», находившийся в том же конвое, который был торпедирован через несколько часов.

LE KARNAK

Длина: 142 метра. Водоизмещение: 9850 тонн. Количество пассажиров: 394. Приводился в движение двумя паровыми двигателями с 12 угольными топками; две трубы. Торпедирован 27 ноября 1916 г. подводной лодкой U-32 при переходе из Валеты в Салоники. К счастью, пропало без вести всего 17 человек.

LE SINAI

Длина: 124 метра. Водоизмещение: 9800 тонн. Количество пассажиров: 54 человека, вместе с грузом.

Судно приводилось в движение двумя паровыми машинами; 3 угольные печи; 1 труба.

Судно, в качестве вспомогательного, принимало активное участие в Первой мировой войне и было награждено армейским орденом за участие в эвакуации австрийских пленных из Валоны в Айзенард в канун нового, 1916 г.

Одиннадцатого декабря 1916 года Le Sinai был .торпедирован в Средиземном море той же подводной лодкой (U-63), что и Magellan, когда подбирал пассажиров этого судна. Все пассажиры Sinai были спасены и перевезены с Мальты в Марсель на борту Lotus спустя несколько дней.

MALTA

“H.M.S. RUSSELL”
Линейный корабль Королевского флота Великобритании H.M.S. Russell (класс Дункан) был спущен на воду в 1901 году, и будучи одним из самых современных британских кораблей на Средиземном море, принимал активное участие в боевых действиях Первой мировой войны. Корабль был флагманским, и на нем располагался штаб контр-адмирала Фриментла. 27 апреля 1916 г., вблизи Мальты «Рассел» подорвался на минном заграждении, установленном немецкой подводной лодкой U-73, и затонул. Вместе с кораблем погибли 123 английских военных моряка, которых не успели спасти. Шлюп «Настурция», шедший вместе с «Расселом», предпринял попытку оказать помощь гибнущим, но также подорвался на мине и несколько часов спустя затонул. На сегодняшний день оба объекта лежат недалеко друг от друга на глубине около 100 метров и достаточно хорошо сохранились.

MALTA

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
“АВИАНОСЕЦ EAGL”
Авианосец Eagl является, пожалуй, наиболее интересным и загадочным подводным памятником времен Второй мировой войны. Авианосец следовал на Мальту в составе знаменитого Мальтийского конвоя, пробивавшегося с боями к острову. Сохранилась масса архивных фотографий и материалов, запечатлевших этот авианосец в бухте Валетты в годы войны. Будучи основной авианесущей единицей флота в этом районе боевых действий, Eagl был включен в состав Мальтийского конвоя и затонул на пути к Мальте. После попадания торпеды командир авианосца принял решение сбросить все самолеты с палубы, чтобы облегчить корабль и попытаться оставить его на плаву, однако эта попытка ничего не дала. Пройдя с увеличивающимся креном на левый борт полмили, авианосец затонул. На сегодняшний день об этом подводном объекте известно достаточно мало – примерные координаты затопления и глубина (примерно 100 метров). А также предположение, базирующееся на донесениях кораблей, входивших в состав конвоя, о том, что в районе гибели авианосца должно быть два места расположения затопленных объектов – сброшенные с палубы самолеты, и собственно легендарный Eagl.

MALTA

“HMS SAUTHWOLD”
HMS Sautwold – эсминец Королевского флота Великобритании серии «Трайбал» является «близнецом» эсминца «Маори», затопленного в бухте Валетты. Корабль нес службу непосредственно в охране порта Валетты и затонул вследствие атаки торпедных катеров (шнельботов) в июне 1942 года. Точное попадание торпеды в среднюю часть корабля вызвало сильный взрыв, от которого Sautwold разломился на две части и моментально утонул. В архивных материалах Королевского флота Великобритании существует упоминание о том, что своей гибелью этот эсминец спас корабли, находившиеся в бухте, оттянув на себя значительные силы атакующих. В настоящее время носовая и кормовая части корабля находятся на разных глубинах, что вызвано перепадом дна на месте затопления. Носе лежит на 65 метрах, а корма – на 74 метрах. При этом они находятся на расстоянии более 200 метров друг от друга. Кормовая часть лежит с сильным креном на левый борт и наибольший интерес на ней представляет отлично сохранившееся зенитное орудие. На носовой части корабля очень хорошо сохранились артиллерийские орудия. Проникновение внутрь корабля возможно через разбитые иллюминаторы бортов и надстроек.

MALTA

“HMS MAORI”
HMS Maori – один из 16-ти эсминцев Флота Ее-Королевского Величества класса «Трайбал». Эта серия боевых кораблей была построена на пверфях Глазго в период с 1936 по 1939 годы. К началу Второй мировой войны эти эсминцы были наиболее современными кораблями подобного класса в Королевском флоте. Maori принимал участие в военно-морской операции против «Бисмарка» и потоплении двух итальянских крейсеров в декабре 1941 года.

12 февраля 1942 года, во время авиационного налета на главную бухту Валетты в эсминец попала бомба. Взрыв и последовавший за ним пожар нанесли кораблю серьезные повреждения. Невзирая на то, что он остался на плаву, восстановить его было практически невозможно. Командование Британских ВМС приняло решение о затоплении корабля. После снятия с него вооружения и навигационной аппаратуры, а также слива остатков топлива Maori был затоплен в стороне от фарватера главной бухты Валетты.

Корабль лежит на глубине 15-ти метров на левом борту в условиях средней видимости, что вызвано близостью порта. Кормовая часть практически не сохранилась, однако в неплохом состоянии находятся носовая часть и некоторые надстройки. Остатки корабля очень сильно занесены песком. К наиболее доступным частям можно отнести правый борт и мостик.

MALTA

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА БРИТАНСКИХ ВМС «СТАББОРН»
Подводная лодка «Стабборн», по праву, является одним из самых ярких подводных памятников Мальты периода Второй Мировой войны. Лодка прошла всю войну, участвуя в ряде серьезных подводных баталий. Одной из самых примечательных операций, в которой участвовал «Стабборн» была охота за «Тирпицем» – основным ударным боевым кораблем Германского флота. Фактически «Тирпиц» был атакован и потоплен малыми субмаринами Х-класса. Из-за их малого радиуса действия и неприспособленности к автономным действиям, вся нагрузка по обеспечению операции от доставки на рубежи атаки, до обеспечения эвакуации экипажей легла на отряд лодок S-класса, в который входил и «Стабборн». Именно на эту лодку был эвакуирован экипаж субмарины Х-10, выполнивший роковой для «Тирпица» торпедный залп.

Совершенно целый, но без орудий, корабль лежит на песчаном дне, с нулевым дифферентом и креном на правый борт в 150°. Верхняя точка рубки находится на отметке 48 метров, нижняя точка корпуса (на грунте) на глубине 56 метров. Глубина по палубе составляет 52 метра. Для проникновения внутрь доступны две точки – загрузочный люк в носу лодки и люк рубки. Однако, из-за узости люков и большой глубины залегания объекта проникновение сильно затруднено и сопряжено с опасностью. При наружном осмотре особый интерес представляют рубка и кормовая часть с винтами. Учитывая глубину залегания объекта, температурные условия (15-17°С) и высокую вероятность течения, погружение может быть осуществлено в режиме декомпрессионного, либо, что предпочтительнее, с использованием гелий-содержащих смесей.

MALTA

БЛЕНХЕЙМ И БЬЮФАЙТЕР
Активные воздушные бои в небе над Мальтой и противокорабельные операции Королевских ВВС Великобритании стали причиной гибели большого количества самолетов и падения их в воду. Из сохранившихся «летающих рэков» наибольший интерес представляют два Британских самолета. Первый, и наиболее известный из них – «Бленхейм» – тяжелый бомбардировщик Британских ВВС, погибший при обороне Мальты. До сих пор не установлено, был ли этот двухмоторный самолет сбит, или экипаж произвел неудачную вынужденную посадку на воду. Самолет лежит на глубине 42 метров на ровном киле. Фюзеляж, крылья и двигатели с винтами неплохо сохранились, однако носовая часть самолета оторвана и лежит в нескольких метрах позади хвоста. Второй – многоцелевой истребитель-бомбардировщик «Бьюфайтер» был сбит у береговой линии, недалеко от порта Валетты. Самолеты этого типа применялись в ходе противокорабельных операций в качестве торпедоносцев и очень хорошо зарекомендовали себя. Остатки сбитого самолета лежат на глубине 35 метров на ровном песчаном дне.

Фюзеляж при погружении перевернулся, и машина лежит вверх стойками шасси. Кабина пилота недоступна для осмотра, так как нижняя треть фюзеляжа погружена в грунт. Невзирая на сильные повреждения, корпус неплохо сохранился. При осмотре наибольший интерес представляют очень хорошо сохранившиеся авиационные пушки.

MALTA

ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА
В той части военной истории Мальты, где описываются события Второй мировой войны, значительное место занимают торпедные катера. Если крупные затонувшие объекты, в подавляющем большинстве, принадлежат Британскому флоту, то торпедные катера, погибшие возле берегов архипелага, воевали в составе немецкого и итальянского флотов. Согласно установленным архивным данным, в районе Мальты за годы войны погибли четыре итальянских и немецких торпедных катера. Это не считая легких моторных катеров соединения Боргезе (тип MTL и MTM), и, конечно же тех, кто не попал в официальные документы.

Это торпедные катера МТВ № 242, MTB №267, S-31 и S-34. На настоящий момент обнаружено два катера, доступных для погружений. Первый – предположительно Шнельбот S-31, проводивший установку минных заграждений к юго-востоку от порта Валетты. Весь экипаж на нем был укомплектован немецкими моряками, однако командир и его помощник были итальянцами. В результате неудачного маневра S-31 подорвался на собственной, только что установленной мине, и затонул. Экипаж спасся и был взят в плен англичанами.

Второй из найденных катеров очень хорошо сохранился и лежит на ровном киле на глубине 64 метров напротив входа в бухту Валетты. Наибольший интерес представляет прекрасно сохранившееся вооружение катера. На палубе лежит множество ящиков с боеприпасами, а оба торпедных аппарата заряжены. Предположительно, это торпедный катер 10-й флотилии Боргезе, входивший в состав группы «Диана», предпринявшей знаменитую атаку мальтийского порта 26 июля 1941 года. Если это так, то в задачу командира катера капитана Джоббе входило управление взрывающимися во время атаки катерами и спасение оставшихся в живых водителей. Однако неудачное начало операции повлекло за собой гибель практически всего отряда. Увы, такова былаi судьба почти всех подводников легендарной флотилии Боргезе.

Алексей КИРСАНОВ [ФОТО] Андрей БАСОС, Дмитрий ВИНОГРАДОВ, Григорий КЕВОРКОВ, Евгений ТОМАШОВ.

Журнал DiveTEK №3 2004

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters