“Тайны Балтийских глубин” Погружения в Нарвском заливе. Тайна “МЕТАЛЛИСТА”

0102030405070908010011012014015016017018021022023024025026027028029030031032033034035036037038039«ПРАВДА, 28 сентября 1939 г., № 132 (294)
ПОТОПЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПАРОХОДА НЕИЗВЕСТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ
Ленинград, 27 сентября (ТАСС) 1939 года. 27 сентября около 6 часов вечера неизвестной подводной лодкой в районе Нарвского залива был торпедирован и потоплен советский пароход «Металлист» водоизмещением до 4000 тонн. Из состава команды парохода в количестве 24 человек дозорными советскими судами подобрано 19 человек; остальные 5 человек не найдены».
Такое заявления прочитали Советские граждане 28 сентября в свежем номере газеты, «ПРАВДА».
В начале 20 века, Нарвский залив Балтийского моря был ареной политических интриг и театром военных действий. Множество тайн скрыто в толще буро-зелёных Балтийских вод. Одной из таких тайн является гибель в 1939 году Советского транспортного парохода «МЕТАЛЛИСТ». Прошло уже 72 года со дня его гибели, но споры о причинах, то утихнут, то разгораются вновь. Документы способные приоткрыть завесу тайны, и пролить свет на эти события, до сих пор засекречены. Некоторые рьяные сторонники, русофобских взглядов строят свои выводы на непроверенной информации, домыслах, обрывках воспоминаний людей, которые утверждают, что слышали эту историю от участников тех событий, пытаются использовать сделанные выводы для напряжения международной ситуации в Балтийском регионе. 72 года большой срок. Много воды утекло с тех пор, давно нет в живых участников тех событий, нет уже тех стран, которые противостояли друг другу. Выросло новое поколение. Однако история есть и рано или поздно все тайное станет явным. Море, сохранило для нас главного героя, который на протяжение долгих лет безмолвно хранит секрет загадочной катастрофы, покоящегося на дне Нарвского залива транспортный корабль «Металлист».
Предыстория событий.
1 сентября 1939 года германия напала на Польшу. 17 сентября на Польшу напал СССР. Предполагая дальнейшее развитие событий СССР, был заинтересован передвинуть границы подальше на запад и подтянуть тыловое обеспечение к линии фронта. Возможно, это и послужило домыслом, для всей дальнейшей истории.
Документального подтверждения ей нет. Есть только несколько объявлений в Советских газетах и опирающаяся на непроверенную информацию хронология событий того времени.
15 сентября 1939 года в Таллиннский порт зашла польская подводная лодка «Орел». Подводная лодка не смогла покинуть Таллиннский порт в течение 24 часов, поэтому по международному морскому праву лодку нужно было интернировать. Для этого с нее нужно было снять торпеды, навигационное оборудование, артиллерийские замки, экипаж разместить в казарме. Спустя некоторое время эстонские власти выпускают боевую подводную лодку, противника СССР, из Таллиннского порта в Балтийское море для несения боевого дежурства.
В Таллинне разразился грандиозный скандал. Правительство СССР резко осудило действия эстонского правительства. Отпустив Польскую подводную лодку, по международному праву, Эстония нарушила взятый на себя нейтралитет и выступила, как пособник Польши, в данном случае, как противник СССР.
Советское правительство сделало резкое заявление в адрес правительства Эстонии. 19 сентября нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов вызвал к себе посла Эстонии Аугуста Рея, обвинил эстонское правительство в содействии польским подводникам. Эстонскому послу было объявлено, что корабли КБФ войдут в территориальные воды соседнего государства на поиски субмарины.
19 сентября корабли и самолеты КБФ приступили к операции поиска подводной лодки.
Молотов пригласил к себе министра иностранных дел Эстонии Карла Сельтера и заявил, что выход в море Польской подводной лодки свидетельствует о том, что эстонское правительство своими действиями « …поставило под угрозу безопасность КБФ». В результате нарушения Эстонией международного права в море оказалась подводная лодка, представляющая угрозу для Советского флота!
Эстония показала себя не способной выдержать нейтралитет в сложившейся ситуации, и Советский Союз, вынужден был, взять на себя контроль акватории Балтийского моря, заключив договор с Эстонией о «Взаимопомощи». По нему эстонские власти добровольно разрешили частям Красной армии вступить на территорию своей страны, создать советские военно-морские и авиационные базы в районах городов Палдиски и Хаапсалу, на островах Сааремаа и Хийумаа.
Таковы факты…

История «МЕТАЛЛИСТА»
По мнению некоторых историков, нерешительность Эстонского правительства в принятии ультиматума, заставила Советский Союз, прибегнуть к тактике провокаций, с целью ускорения подписания договора о «Взаимопомощи».
Для этого в Нарвский залив был доставлен пароход «МЕТАЛЛИСТ» и поставлен на якорь в 13 милях на северо-северо-запад от Тойлаского поста Морской связи.
Место затопление «МЕТАЛЛИСТА» было выбрано не случайно, т.к. здесь в 1940 году находилась летняя резиденция Президента Эстонской Республики Константина Пятса. Происшествие с «МЕТАЛЛИСТОМ» должно было наблюдаться всеми вплоть до президента.
В последующие дни граждане СССР узнали о торпедных атаках «неизвестной подводной лодки»:
«Потопление советского парохода неизвестной подводной лодкой».
Сообщение ТАСС
О ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ СССР И ЭСТОНИЕЙ
Ввиду того, что объяснения эстонского правительства насчет обстоятельств исчезновения в неизвестном направлении польской подводной лодки, интернированной в Таллиннском порту, оказались неудовлетворительными, между Эстонией и СССР начались переговоры о мерах обеспечения безопасности Советских вод от диверсионных действий со стороны скрывающихся в балтийских водах иностранных подлодок.
По объяснениям эстонского правительства польская подводная лодка зашла в эстонские воды, имея «поврежденное состояние ее механизмов, вследствие чего движение было затруднено». Непонятно, однако, как при этих условиях могла сбежать от охраны поврежденная подлодка из порта столицы Эстонии. Считается наиболее правдоподобным, что лодку отремонтировали в Таллинне, вероятно, снабдили ее горючим и, таким образом, дали ей возможность бежать.
Если, иметь в виду, что по сообщению из Ленинграда сегодня в двух местах видели перископы неизвестных подводных лодок в районе Лужской губы, то можно прийти к выводу, что где-то недалеко от эстонских берегов какие-то неизвестные подлодки имеют свою скрытую базу.
В связи с этими обстоятельствами вопрос об обеспечении безопасности Советских вод от диверсионных действий скрывающихся подлодок приобретает важное значение.
Так ли было это на самом деле или нет, сказать трудно. Все кто рассказывает эту историю, оперируют непроверенными фактами, связанные неподтвержденными деталями, очевидно, что у каждого своя правда. Мы решили погрузиться в Балтийское море, нарушить покой погибшего корабля, для того, чтобы взглянуть своими глазами и поделиться найденными свидетельствами тех туманных событий.
Выход в море назначен 10.00 утра. Погода солнечная, с моря дует слабый прохладный ветерок. Мы собрали и проверили снаряжение, погрузились на катера и выщли в море. По нашим данным «Металлист» находится в 15 милях от берега, что составляет около 27 км. Постепенно береговая линия становиться тоньше, мы выходим в открытое море. Волны становятся, «смелее» и жестче. Спустя 30 мин. подходим к месту гибели корабля. Эхолот показывает, что цель под нами. Глубина по грунту 34м. Бросаем буй и начинаем готовиться к погружению. Сегодня запланировано два погружения. Погружаются три группы. Задача нашей группы снять на видео погибший корабль, пройти от носа до кормы, потом спуститься к пробоине и осмотреть место предполагаемого торпедного взрыва. Погружения в Балтийское море на затонувшие объекты сложное и опасное дело. Нам же предстоит сделать видеосъемку погибшего корабля в холодной воде, обходя рваные рыболовные тралы в полной темноте на глубине 34м.
Планируем погружение. Я погружаюсь на открытом цикле. Спарка (два баллона) по 15 литров с давлением 230 бар, с воздухом, и дополнительный баллон 12 литров с чистым кислородом. Мой товарищ, на электронном ребризере, аппарате закрытого цикла. Погружение выполняется в декомпрессионном режиме. Моя автономность в несколько раз меньше, чем автономность моего товарища, это накладывает дополнительные сложности на наше погружение. План погружения рассчитываем по моему запасу воздуха, 35х35. Это значит, на глубине 35 метров мы будем находиться 35 минут. Учитывая время спуска до глубины 34 м, начать всплытие мы должны на 37 минуте. Погружение планируется в декомпрессионном режиме, поэтому подниматься на поверхность мы будем с остановками для рассыщения растворившегося в крови азота. Первая глубокая остановка 2 мин будет выполнена на глубине 24 м, вторая на глубине 15м, третья на 9 м и основная декомпрессия будет проходить на чистом кислороде на глубине 6 м, в течение 18 мин. Общее время погружения составит 67 мин.
Закончив планирование, мы одеваемся, берем видеоаппаратуру и начинаем погружение. Подплываем к буйку, спусковой конец, от которого идет к кораблю, сдуваем жилеты и медленно погружаемся в буро-зеленую воду. Температура в верхних слоях воды 18 градусов тепло и приятно. Погружаемся ниже, вода становится буро-серой и мутной начинает обжимать сухой костюм. На глубине 5 м. все тело обжигает холод – прошли термоклин. Температура воды резко упала до 1 градуса. Шеки начинают гореть. Замедляем спуск. Нужно подождать пока тело привыкнет и не отойдет от резкого перепада температуры. Через минуту продолжаем спуск. Сдуваю полностью жилет и надуваю костюм, чтобы компенсировать обжатие и сделать немного теплее за счет дополнительной воздушной прослойки в костюме.
Видимость нас не радует, максимум 2м. На глубине 20 м. начинается туман, еще более ухудшающий видимость. Через минуту в свете видео фонарей появляется силуэт конструкции корабля. Опускаемся ниже, глубина 26м. Видим переднюю часть палубы, шестерни лебедки, размотанные уходящие в черную глубину якорные цепи. Корабль стоит на ровном киле с отданными якорями. Начинаем осмотр корабля, двигаемся по правому борту к корме, проходим над открытым носовым трюмом. Я опускаюсь в трюм, туман становится гуще, осматриваюсь, трюм пустой. Поднимаемся, следуем дальше, проходим надстройку, двигаемся к корме. За надстройкой снова видим пустой открытый трюм. Некоторые корабельные конструкции, плотно обмотаны рыболовными тралами, очень осторожно проходим между сетей. Несмотря на то, что сети очень старые, они не потеряли своих свойств и на разрыв достаточно прочные. В сетях много запутанной рыбы. Увидев живую рыбу Дима, мой товарищ, освобождает ее из сети. Благодарная рыба тут же скрывается в кромешной тьме. Проходим вокруг кормы. На корме хорошо сохранилась небольшая надстройка, через которую можно войти вовнутрь корабля, в то место где жил экипаж. Переходим на левый борт, следуем к надстройке. Видимость около 2 м, ощущается слабое течение. Холод начинает давать о себе знать. Чувствую, как немеют руки, удерживающие подводный бокс с камерой. Поднимаю сначала левую, а потом правую рук, чтобы запустить пузырь тёплого воздуха в сухую перчатку.
Походим к надстройке по левому борту. Здесь внизу под нами находится пробоина, по данным газеты «ПРАВДА» сделанная торпедой, выпущенной с Польской подводной лодки. Для справки, торпеды на Польской подводной лодке несли боевую часть весом около 300 кг. Взрыв такой торпеды должен был оставить разрушения соответствующего характера. Пока обойдя весь корабль по палубе, мы не увидели хоть малейшего намека на разрушения сделанные торпедой. Опускаемся вдоль левого борта на дно. Видимость становится хуже. Сквозь туман вижу дно и местных жителей – морских тараканов. Следуем около дна вдоль борта корабля в сторону кормы. Перед нами открывается пробоина расположенная ниже ватерлинии размером примерно 3 м на 2м. Пробоина состоит из двух частей. Левая часть 2м на 2,5м, правая часть 2 м на 1 м. Судя по всему, такая форма пробоины получилась после деформации корпуса о дно. Верхний край пробоины ровный, словно его обрезали пилой. Вовнутрь далеко войти не удалось, т.к. на глубине 34 м видимость упала до полуметра. Однако, вот, что еще удалось разглядеть: левая часть пробоины начинается от переборки, за которой находится машинное отделение, но переборка цела. От взрыва трехсот килограммовой боевой части торпеды мелких повреждений быть не могло. Такой взрыв в пустом трюме корабля порвал бы его на куски. Все это свидетельствует о том, что взрыва торпеды не было. Пробоина по своим размерам структуре разрывов металла больше напоминает дыру в корпусе сделанную тараном, либо полученную при столкновении с другим кораблем.

Закончив осмотр и видеосъемку «Металлиста» мы поднялись на палубу и по спусковому концу начали подъем с глубины. Холод чувствовался в каждой клетке организма. Постепенно начало вокруг светлеть. Сквозь тёмно-зелёную воду пробились первые слабые лучи солнца. На глубине 6 м. перехожу на кислород, поднимаюсь над термоклинном, и начинаю потихонечку оттаивать.
Погружение закончено.
Все материалы, полученные в этом погружении, находятся в работе. Они будут использованы при создании документального сериала, под рабочим названием, «Тайны погибших кораблей» Балтийское море.

Последние события

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Уважаемые друзья! 10.08.2019 в 11.00 на базе “Аврораклуб” ДЦ “Пилигрим” проводим семинар по «Подводной навигации».

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Авг 2019 в 21:24


Читать полностью >>
Внимание АКЦИЯ!  Ко Дню Военно-Морского Флота России!  Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях  Open Water Scuba Diver SDI  по супер цене  14 800 руб !

Внимание АКЦИЯ! Ко Дню Военно-Морского Флота России! Приглашаем пройти курс первоначального обучения дайвингу на открытой воде в реальных условиях Open Water Scuba Diver SDI по супер цене 14 800 руб !

Автор: Sergey Kravtchuk. 09 Июнь 2019 в 1:31


Читать полностью >>
Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Осень дарит последние теплые деньки. Тренировки продолжаются. Небольшой фото отчет о поездке в Бокситогорск.

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Окт 2018 в 4:01


Читать полностью >>
Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Севастополь – Балаклава- рэк дайвинг Май или Апрель 2019!

Автор: Sergey Kravtchuk. 18 Окт 2018 в 18:33


Читать полностью >>
Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Если вам не нужен полный курс, вы хотите заниматься по индивидуальному плану одно или два занятия. Приглашаем на индивидуальные занятия с инструктором.

Автор: Sergey Kravtchuk. 06 Окт 2018 в 14:34


Читать полностью >>
Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Поздравляем Ингу с успешным окончанием курса OWSD. Инга, самая морозоустойчивая девушка, которая училась у меня дайвингу. Не смотря на то, что еще тепло и на поверхности температура 20Гр, вода же ощутима холоднее, чем несколько недель назад….

Автор: Sergey Kravtchuk. 22 Сен 2018 в 0:24


Читать полностью >>
8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

8-9.09 курс Technical Sidemount практическая часть 4 погружения. Изучаем и ныряем в Dive Rite Nomad XT.

Автор: Sergey Kravtchuk. 05 Сен 2018 в 22:27


Читать полностью >>
…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке.  За два погружения успели сделать 15 запусков….

…Тренировали выпуск буя используя три буя различных типов, закрытый, открытый, универсальный на шпуле и на катушке. За два погружения успели сделать 15 запусков….

Автор: Sergey Kravtchuk. 03 Сен 2018 в 20:12


Читать полностью >>
Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Пришли сертификаты и книжки погружений. Можно забирать. Звоните пишите +79315788252

Автор: Sergey Kravtchuk. 31 Авг 2018 в 14:31


Читать полностью >>
1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

1-2 сентября на учебно-тренировочной базе в ДЦ Пилигрим погружений не будет, мы занимаемся два дня теорией «Введения в технический дайвинг». Все, кто проходил курсы TDI Intro to Tech STDE и TDI Technical Sidemount STDE могут приехать и послушать теорию, чтобы восстановить навыки планирования погружений, решения задай и компьютерного анализа безопасности погружений.

Автор: Sergey Kravtchuk. 26 Авг 2018 в 22:14


Читать полностью >>
Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Сегодня прошел зачет по теории и заключительные тренировки на мелкой воде по курсу Intro to Tech STDE

Автор: Sergey Kravtchuk. 11 Июнь 2018 в 18:22


Читать полностью >>
Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Поздравляем Александра с успешным окончанием курса SDI OWSD на открытой воде!

Автор: Sergey Kravtchuk. 07 Июнь 2018 в 21:18


Читать полностью >>
free counters