Рассказ о путешествии по осторову свободы.Куба- коммунистический рай! Часть II – Историческая. Эрнест Миллер Хемингуэй.
Текст: Ирина Якобсон. Фото студии “Океан”: Сергей Кравчук
Часть II – Историческая. Эрнест Миллер Хемингуэй.
Дорога из Варадеро до Гаваны не близкая, около 4 часов пути. Так как нам предстояли видео и фотосъемки сюжетов , то мы заказали частную экскурсию на четыре человека с гидом и комфортабельным автобусом.
Наш гид Антонио оказался очень приятным в общении. Он рассказывал о своей стране не заученные для туристов фразы, а интереснейшие подробности, которых не услышишь на обычных экскурсиях. Учитывая то, что нам было интересно узнать больше о жизни и работе Эрнеста Хемингуэя мы начали наш обзор города с небольшого поселка Сан-Франциско-дель-Паула, который расположен неподалеку от Гаваны.
По дороге мы остановились на красивейшем мосту. Это самый большой мост на Кубе.
Рядом с мостом есть замечательная смотровая площадка, на которой можно сделать великолепные фотографии и полакомиться свежеприготовленной Пиноколадой. Надо сказать, что на мой вкус без рома этот коктейль гораздо вкуснее.
Покинув мост мы направились в усадьбу Эрнеста Миллера Хемингуэя которая носит название Финка Вихия. Именно здесь жил и работал писатель, автор бессмертных произведений «Старик и море», «По ком звонит колокол», «Острова в океане» и многих других. За экранизацию произведения «По ком звонит колокол» компания «Парамаунт» заплатила писателю 136 т. Долларов. В то время это была самая большая сумма, которую продюсеры заплатили за литературный труд.
Многие произведения Хемингуэя были экранизированы, либо читались по радио, но все гонорары Хемингуэй просил не переводить на его счет, а отдавать обездоленным людям. В частности он помогал сумасшедшему дому, чтобы у его обитателей были достойные условия жизни.
Жители квартала Сан-франциско-дель-Паула очень любили и ценили легендарного американца и на свои средства поставили ему памятник. Средств на памятник было мало, и они собирали на дне якоря, цепи и пускали их в переплавку.
Прежде чем начать рассказ о вилле и папе Хеме расскажу, как появилась мысль, что рассказывая про Кубу надо обязательно вспомнить о Хемингуэе.
Как-то перед поездкой я зашла к родителям на чашку чая, мы начали говорить о предстоящей поездке с моим отцом, который много лет ходил на Кубу на торговом судне и знает о ней многое и мой взгляд упал на полку, на которой уже 36 лет стоял портрет Хемингуэя.
Когда-то в далеком детстве я еще не знала, что это Хемингуэй. Просто мне очень нравился этот пожилой мужчина в теплом свитере с бородой и каким-то особенным, завораживающим взглядом. И мне все время казалось, что там за рамками портрета в руках он держит трубку, он обязательно должен курить трубку.
Так и пришла мысль написать о Кубе и о Хемингуэе.
Он не был Кубинцем, он был американцем, но он долгое время жил на Кубе, любил ее, именно здесь он подарил миру «Старик и море».
Ведь написать такое произведение мог только тот, кто был страстным рыбаком. Он не просто ловил рыбу, он преследовал ее, и его борьба с рыбами носила философский характер. Старик в повести после долгой продолжающейся борьбы с рыбой стал уважать ее, за ее упорство, тягу к жизни и несомненно ум: «Ты губишь меня, рыба,-думал старик.-Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже все равно, кто кого убьет». «Опять у тебя путается в голове, старик! А голова должна быть ясная. Приведи свои мысли в порядок и постарайся переносить страдания, как человек…..Или как рыба», -мысленно добавил он.
Повесть родилась после того, как Эрнесту Хемингуэю на рыбалке возле замка Морро попался марлин весом в 400 кг., который тащил писателя вместе с лодкой 8 миль.
Именно после этой рыбалки он купил себе легендарную яхту Пилар, которую после смерти завещал Грегорио Фуэнтесу, который послужил прообразом «Старика». В течение 30 лет Фуэнтес был для Хемингуэя почти всем-капитаном, шкипером, коком и верным другом. Грегорио скончался в возрасте 104 лет так ни разу не выйдя в море на завещанном Пиларе. Он передал его кубинскому правительству, а Фидель Кастро взамен предоставил рыбаку лодку, на которой он рыбачил до самой смерти.
С Пиларом связана еще одна очень интересная страница истории Хемингуэя. Писатель был страстным ненавистником фашизма и в начале 1942 года, когда американское правительство отказало Хемингуэю в просьбе служить в армии, он предложил использовать Пилар в качестве приманки для немецких субмарин, которые топили танкеры, но не трогали рыболовецкие суда, а только грабили их. Американское командование и кубинские власти поддержали писателя, и яхта была переоборудована в военный корабль.
13 июня 1942 года перед «Пиларом» всплыла подводная лодка U-175 и люди, вышедшие на палубу, кричали, веселились, махали руками, не подозревая, что «Пилар» уже передает их координаты. Через некоторое время появились Боинги -25 и лодка начала погружение, но было уже поздно, прозвучал взрыв, начали подниматься гигантские воздушные пузыри и маслянистые пятна. Этим вечером вся команда «Пилара» праздновала в баре «Флоридита».
Об этих событиях Второй Мировой автор пишет в романе «Острова в океане». Действия Томаса Хадсона и его экипажа в романе основаны на личном опыте Хемингуэя.
В доме Хемингуэя сохранилось множество вещей, которые создавали там особую атмосферу, как нельзя лучше отражавшие натуру знаменитого писателя. Хемингуэй был заядлым охотником, поэтому на стенах огромное количество трофеев, привезенных из Африки. На больших стеллажах вплоть до смой крыши собраны около 9 тысяч книг- библиотека писателя.
Даже в туалете дома была книжная полка. Работал автор не в кабинете, а в спальне, печатая на машинке и стоя босиком.
В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году.
Во время революции Хемингуэя не было на Кубе. Он очень жалел об этом всю свою жизнь, но он пожертвовал свою нобелевскую медаль на дело революции. Медаль была передана Святой деве Каридад в соборе Эль Кобре.
Мэри Гелхорн, третья жена Хемингуэя затеяла строительство башни в усадьбе, в которой, как она предполагала, Эрнест сможет спокойно работать, и ему никто не будет мешать. Именно из этой башни в телескоп Хемингуэй подсматривал за купающейся в бассейне киноактрисой Авой Гарднер, которая гостила на вилле.
Эрнест Хемингуэй много пил. Хемингуэй был любителем вина и, живя на Кубе, регулярно употреблял за завтраком шампанское.
Часто симпатичного бородатого старика можно было увидеть в одном из гаванских пабов, где он был завсегдатаем.
Ресторан Эль-Флоридита находится в старой части Гаваны, на узкой улочке Обиспо, в нескольких шагах от Национальной Галереи изящных искусств в небольшом красном доме. Это старинный рыбный ресторан и бар, который прославил Эрнест Хемингуэй.
Он приходил сюда, чтобы выпить дайкири. Теперь этот коктейль называется Папа Дабл и готовится из сока лайма, вишневого ликера, двойного рома и колотого льда. В ресторане есть место, где за стойкой сидит изваяние Папы Хема в терпеливом ожидании любимого коктейля.
Именно в Эль-Флоридита в 1920 году был впервые использован электрический миксер для приготовления этого спиртного напитка.
Второй ресторан, который любил посещать Хемингуэй это Ла Богедита дель Медио. Он был открыт в 1940 году и изначально был продуктовым магазинчиком, на русский язык название бара переводится как «Магазинчик в центре». Сюда приходил Эрнест Хемингуэй за лучшим в мире мохито.
На стенах бара оставляли свои автографы многие выдающиеся люди: Эрнест Хемингуэй, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Бриджит Бордо, Френсис Форд Копола и другие.
Автографы мы не оставляли, но мохито попробовали. Как я уже говорила, на меня особого впечатления не мохито, не дайкири не произвели, поэтому не могу оценить качество их приготовления.
К сожалению, жизнь писателя заканчивается трагически, в конце 40-х годов он стал слышать голоса, страдал от избыточного веса и высокого давления, диабета. Так продолжалось до 1960 года, когда на Остров свободы пришел режим Фиделя Кастро, и писателю-американцу пришлось возвратиться в США.
В том же году Хемингуэй лежал в клинике Майо с диагнозом депрессии, серьезного умственного расстройства и… цирроза печени. Когда он вышел из больницы он убедился, что не может больше писать. 2 июня 1961 года, он застрелился из любимого ружья.