Обучение дайвингу. Мальта. Средиземное море.
История, море и солнце – вот что влечет на Мальтийский архипелаг туристов со всех уголков света. Любителям водных видов спорта есть чем заняться в здешних гостеприимных водах. К их услугам яхтинг, водные лыжи, виндсерфинг, моторные лодки и гидроциклы, увлекательная морская рыбалка. А вот подводная охота запрещена с целью сохранения морской фауны. Подводное плавание – один из самых распространенных видов активного отдыха на островах Мальта, Гозо и Комино.
Географическое положение
Мальтийский архипелаг купается в теплых лучах солнца почти 300 дней в году в самом центре лазурного Средиземноморья. Эти несколько скалистых островков – сохранившаяся часть перешейка между Европой и Африкой. Архипелаг расположен в 93 км к югу от Сицилии и в 288 км на север от Туниса. Самый большой остров – собственно Мальта – имеет площадь 246 км2. Второй по величине – остров Гозо (67 км2). Третий населенный островок – Комино (3 км2), три других клочка суши: о. Коминотто, о. Св. Павла и о. Филфа – представляют собой, по сути, голые скалы.
Грандиозный геологический разлом на о. Мальта отделяет холмистую юго-восточную часть от равнинной северо-западной. Низменности разделены скальными грядами на несколько долин, где скапливаются грунтовые воды, позволяя развивать сельское хозяйство, в основном — плодоводство.
Природа
Природная растительность архипелага нынче скудная, лесной покров почти полностью исчез в результате вырубки на протяжении столетий. Но некогда Мальта зеленела как Сицилия, и здесь водились карликовые слоны и гиппопотамы. Только зимой острова оказываются в зеленом убранстве цветочного ковра, в остальное время в цветовой гамме окрестностей доминирует желто-охристый цвет земли и скал и голубая лазурь моря. В сохранившихся рощах обитают мелкие животные и птицы, осенью и весной стаи перелетных птиц отдыхают на Мальте во время своих сезонных миграций в северную Африку и обратно.
Климат
Климат архипелага субтропический: сухое, жаркое лето и мягкая зима с короткими проливными дождями. Снега никогда не бывает. С мая по октябрь длится купальный сезон. В это время вода прогревается до +25 °С (июль-август), а столбик термометра на воздухе порой доходит до +40 °С. Впрочем, благодаря прохладному освежающему морскому ветру вы почти не ощутите дискомфорта даже в самые жаркие дни. В разгар сезона тысячи туристов со всех уголков Европы стремятся получить свою толику тепла и солнца на местных пляжах. Самый холодный месяц – февраль, но и в это время термометр обычно не показывает ниже +12 °С. В межсезонье, т.е. в апреле-мае или октябре-ноябре, здесь достаточно тепло и не жарко, поэтому любители
активного отдыха предпочитают это время года для экскурсий по островам.
Население
Ныне население Мальты превышает 380 тыс. человек, из них на Гозо живет примерно 30 тыс. Плотность населения самая высокая в Европе – более 1200 чел./км2. Мальтийский язык имеет семитские корни – основы заложили еще финикийцы и карфагеняне. Арабы, переселившиеся с севера африканского континента в 870 г., смешались с местным населением, в результате чего и возник современный здешний этнос и язык. Кроме того, на мальтийский язык оказала влияние Италия (точнее, близкая Сицилия), Франция (большинство рыцарей-иоаннитов), Германия и Испания. Колонизация Британией тоже не прошла бесследно. Алфавит при написании используется латинский. Преобладающая религия – католицизм (98%). Государство финансирует систему бесплатного среднего и высшего образования, медицинское обслуживание, пенсионную систему.
Экономика
Основой экономики страны является легкое промышленное производство: текстильная, швейная и обувная отрасли. Кроме того, успешно развивается машиностроение, судостроение и судоремонт, электронная и химлчес-кая (на основе ископаемой и морской
соли) промышленности. Мальта привлекательна для иностранного капитала как оффшорная зона. Огромное значение имеет туризм, являющийся важным источником поступлений в казну валюты.
Историческая справка. Достопримечательности
Мальта – это страна-музей под открытым небом, здесь каждый камень пропитан духом истории. Культуры множества народов в течение тысячелетий сменяли друг друга на этом перекрестке цивилизаций в сердце Средиземного моря. Самые первые жители островов исчезли из памяти потомков, но оставили после себя древнейшие на планете грандиозные мегалитические памятники-храмы, которые на добрую тысячу лет старее египет-ских пирамид. Позднее по Мальтийскому архипелагу промчались финикийцы и греки, карфагеняне и римляне, готы и вандалы, византийцы, бер-беро-арабские племена и голубоглазые сицилийцы, испанские баски и норманны. Полчища пиратов из Корсики, Крита, Алжира, Туниса и Турции терзали набегами берега. Для защиты островов византийцы, арабы, рыцари-иоанниты, французы и англичане возводили многочисленные могучие крепости, форты и бастионы, которые сохранились в прекрасном состоянии до нынешних времен.
Огромное влияние на архитектуру, да и весь современный облик городов и поселений наложило владение архипелагом Орденом Св. Иоанна Крестителя. Рыцари-иоанниты (они же госпитальеры) переселились сюда в 1530 г. с о. Родос под натиском турок. Но уже в 1565 г. рыцари вынуждены были выдержать осаду войск султана. Турецкий флот в течение четырех месяцев блокировал новую резиденцию госпитальеров, высаживал десанты и жег окрестности, но в ходе ожесточенных схваток потерпел поражение и был вынужден с позором уйти. В честь этой знаменательной победы рыцарями была заложена новая столица, названная по имени Великого магистра Ордена Жана Паризо де Ла Валлетта, возглавившего оборону Мальты. Город-крепость Валлетта строился по плану итальянского архитектора Франческо Лапарелли, который был в свое время правой рукой Микеланд-жело при строительстве собора Свя-
того Петра. Тысячи местных строителей и наемные рабочие из Сицилии возводили столицу под надзором особого комитета, который тщательно следил за ходом строительства, приводя его в строгое соответствие с регулярным планом. Особое внимание уделялось постройке фортификационных сооружений, которые были возведены в рекордные сроки – всего за пять лет. После чего настало время строительства величественных дворцов и храмов, которые составили гордость города. В течение последующих столетий, благодаря росту доходов от бурно развивающейся торговли и экономики, Валлетта и другие города архипелага непрерывно благоустраивались и украшались, превратившись в одни из самых красивых и своеобразных поселений средневековой Европы. Архитектура в стиле барокко придала Мальте новый величественный облик, который сегодня восхищает многочисленных туристов со всех концов света.
Владычеству Ордена на островах положила конец Французская революция 1792 г. Рыцари лишились основных источников доходов, поступавших из их владений в Европе, в основном из Франции, откуда родом были большинство иоаннитов. В 1798 г. Наполеон в ходе Египетской кампании хитростью, без боя, захватил острова. И они ненадолго становятся французской собственностью. Даже гнев русского императора Павла I, принявшего госпитальеров под свое покровительство, не спас рыцарей от краха. Впрочем, французов вскоре сменили англичане, которые выбили наполеоновский гарнизон с архипелага (1813), превратив острова в свою колонию на добрых 150 лет. Британцы дали Мальте образцовую административную систему, множество нововведений, оставили в наследство язык (второй государственный). В 1964 г. Мальта получила независимость, а через десять лет стала республикой. С закрытием последней английской военной базы (1979) страна провозгласила себя нейтральным государством.
Информация для туристов
Виза. Для российских граждан существует особый порядок легкого получения мальтийской визы при покупке билетов через турагентства. В мальтийском аэропорту вам останется при проверке документов предъявить две фотографии 3 х 4, и виза будет вклеена в паспорт.
Если вы летите самостоятельно, то визу можно получить в посольстве Мальты в Москве по адресу: Москва, ул. Коровий Вал, 7, оф. 219, (095)237-19-39.
Язык. Официальные языки – мальтийский и английский.
Валюта. Местная валюта – мальтийская лира. lLm примерно равна 2,5 $, в lLm содержится 100 центов.
Напряжение в электросети - 240В/ 50Гц, но требуется переходник, который легко приобрести на месте.
Время. Мальтийское время отстает от московского на 2 часа.
Стандарты баллонов. В дайв-центрах баллоны с вентилями любого типа.
Дайвинг. Дайв сайты
Богатство красок подводного мира, разнообразная флора и фауна, фантастические неземные ландшафты обещают удивительные приключения. Чистейшая вода, таинственные подводные гроты и пещеры, рифы и скалы, многочисленные затонувшие объекты – все это сделало островное побережье настоящим раем для ныряльщиков и любителей фото- и видеосъемок. Ежегодно на Мальте проводится международный фестиваль подводной фотографии «Голубой дельфин Мальты», собирающий любителей этого искусства из многих стран мира.
Более 30 дайв-центров дают уроки подводного плавания начинающим и предлагают услуги по сопровождению опытным аквалангистам. Прихватив с собой свое подводное снаряжение или взяв его напрокат в случае необходимости, вы окажетесь в голубой стихии, в мире разноцветных морских рыб и звезд, колючих лангустов и омаров, удивительных крабов и осьминогов, ярких коралловых полипов и причудливых зарослей водорослей. Прекрасные погодные условия (в сезон) и поддержка опытных местных инструкторов-гидов обеспечивают оптимальную безопасность.
Дайв-сайты в основном сосредоточены на о. Мальта и о. Гозо.
Всегда надо помнить, что в подводном мире иные законы, скорой помощи» в экстренных
случаях – 196. В Центральной больнице Мальты имеется декомпрессионная камера.
Остров Мальта
Конечно же, самый большой остров архипелага предлагает самое большое число подводных маршрутов на любой вкус. Но ныряльщики со стажем едут сюда прежде всего за рэками. Именно затонувшие суда (подводные лодки, самолеты и прочие творения рук человеческих) составляют изюминку здешних погружений. Начиная с античных времен бурная морская история оставила на морском дне многочисленные следы. Особенно интересны отлично сохранившиеся памятники периода двух мировых войн, когда Мальта, будучи мощнейшей базой английского флота в Средиземноморье, была втянута в водоворот бурных морских сражений. Кроме того, несколько рэков было специально затоплено для подводных туристов. Как пример можно привести несколько популярных дайв сайтов.
Буксир «Rozi». Был затоплен специально для дайверов в небольшой бухточке на оконечности острова вблизи с .1 пунктом отправки паромов на о. Гозо. Отличная видимость просто потрясает, и буквально с поверхности можно разглядеть контуры судна, лежащего ‘ на белоснежном песочке на ровном ки-’ ле. Достаточно комфортная глубина i (30-35 м на грунте), небольшие габариты рэка и широкие проходы в его трюмы позволяют с успехом использовать этот дайв-сайт для первоначального обучения курсам по исследованию затонувших судов. Очень много , практически ручной рыбы живет на ‘. буксире, что способствует забавным , подводным фото- и видеосъемкам.
Танкер «AL Faruad». Египетский танкер был затоплен на глубине 40 м, после того как в мальтийском доке произошел взрыв паров его груза. При этом погибли несколько местных рабочих. Корабль отбуксировали к югу острова и сделали из него живописную приманку для ныряльщиков. Это большое судно (более 100 м длиной), поэтому хорошо его изучить за одно погружение не удастся. Осмотр снаружи позволяет получить общее пред-
ставление о рэке, сделать красивые фотографии, полюбоваться морскими обитателями, для которых корабль стал домом. Надписи на английском языке и арабская вязь на надстройках позволят укрепить ваши языковые познания. Через рваную пробоину в палубе и правом борту (последствия взрыва) можно легко проникнуть в чрево рэка, где эмоции и адреналин гарантированы. Множество кабелей, трубопроводов, лестниц и трапов, всевозможных механизмов, узких проходов и тесных помещений в машинном отделении требуют определенной квалификации ныряльщиков и хорошего осветительного оборудования. Этот корабль – отличный плацдарм для тренировок и обучения по специальным программам.
Бомбардировщик «Blenheim». Лежит в 800 м от южного берега острова на глубине 42-45 м. Этот английский самолет был сбит немцами во Вторую мировую войну. Останки летательного аппарата неплохо сохранились, особенно впечатляюще выглядят двигатели с погнутыми лопастями винтов. Хвостовая оконечность самолета с колесом почему-то лежит в нескольких метрах перед разрушенным носом. Это место очень популярно у дайверов, и ежедневно несколько ботов с ныряльщиками приходят сюда. Погружения проводятся по ходовому фалу с буем на поверхности, что помогает преодолеть нередкие здесь течения.
Субмарина «Stubborn». Английская подводная лодка с интересным боевым
прошлым была затоплена на глубине 60 м уже после Второй мировой войны, недалеко от Валлетты. Из-за серьезной глубины ныряют сюда только опытные аквалангисты. Спуски на лодку проходят, как правило, в техническом режиме по спусковому тросу. На дне течения почти не ощущается, и субмарина предстает перед глазами во всей красе. Лодка лежит почти на ровном киле, в носу расположены 6 торпедных аппаратов (по три с каждого борта), еще два торпедных аппарата имеются в корме. В боевой рубке и носовой части открыты люки, но проникновение вовнутрь сопряжено с огромным риском, учитывая глубину и узость проходов.
Эсминец Условно назван первооткрывателями «Француз». Обнаружен совсем недавно на весьма серьезной глубине 65-70 м. Поэтому о популярности этого сайта можно говорить только в будущем времени, причем применительно только для подготовленных технодайверов. Судя по всему, это вооруженный военный транспорт (вспомогательный крейсер) времен Первой мировой войны, торпедированный немецкой подлодкой. Примерно в одно время здесь погибло три подобных французских судна: «Le Кагпак», «Le Sinai» и «Le Polynesien». Все они имели водоизмещение около 10 000 т и длину 125-150 м. Вот один из этих кораблей и найден в трех милях от острова. Исследования только начались. Понятно, что они возможны только в техническом режиме с использованием спецоборудования и газовых смесей. Технодайверы имеют уникальную возможность приложить свои специфические знания и умения для открытия одной из загадок истории.
Остров Гозо
Гозо – остров по-своему неповторимый. Спокойствие и безмятежность царят здесь, неспешный ритм жизни настраивает на отдых и очаровывает гостей. Это остров древних храмов и загадочных каменных идолов, средневековых бастионов и роскошных церковных соборов, морских скал, лагун и пляжей. Очертания острова причудливы, извилисты, с множеством бухточек, крошечных гаваней, защищаемых утесами и отвесными скалами.
Большое количество дайв-сайтов впечатляет прежде всего уникальными ландшафтами под водой, ущельями, обрывами, пещерами и гротами, в изобилии пронизывающими прибрежье. У ныряльщиков особенно популярны бухта Шленди, Фунгус-Рок, «Лазурное окно» и Блу-Холл, «Внутреннее море».
Бухта Шленди (Xlendi) – маленький фиорд, врезающийся в скалистый берег. Прибрежные скалы привлекательны для подводных пловцов, демонстрируя все богатство жизни Средиземноморья. Здесь можно увидеть разнообразные водоросли, губки самых причудливых форм и расцветок, морских звезд и ежей. Пытливому взору доступны лангусты и осьминоги, редкие гибкие угри и мурены. Если по-
везет, можно найти забавных морских коньков и фантастически красивых голожаберников. Стайки сардинок, морских ласточек и карасиков-ласкирей будут вас сопровождать во время подводных прогулок. Иногда промелькнут стремительные ставриды и тунцы, а хрупкие изящные медузы, наоборот, зачаруют степенностью неторопливых пульсирующих движений.
Недалеко от местечка Дуэйра (Dwejra) находится знаменитый слоноподобный утес Фунгус-Рок (Fungus Rock). На нем растет редкий красно-бурый лишайник, обладающий, как считали ио-анниты, удивительной целебной силой. Госпитальеры собирали его и использовали во врачевании, ревностно оберегая это место. Самовольный сбор природной панацеи карался смертью. Подводная часть скалы привлекательна многочисленными расщелинами и гротами, очаровывающими ныряльщиков игрой света на своих стенах и непугаными обитателями.
«Внутреннее море» (Inland Sea) – озеро-залив, соединенное природным туннелем, проходящим сквозь монолитную скалу, с морем. Во всегда тихом за-
ливе вода теплее морской, и в спокойной глади отражается бирюзовое небо. В озеро можно попасть на лодке, а можно и под водой с аквалангом.
«Лазурное окно» («Azure Windows) -гигантская каменная арка, возведенная за тысячи лет морскими ветрами и волнами. Две величественные каменные колонны (по 40 м в поперечнике) и перекрывшая их почти стометровая плита образуют «окно» высотой в 20 м. Этот природный феномен производит большое впечатление на туристов. А рядышком находится «Голубая дыра» («Blue Но1е») – природный колодец шириной в десяток метров, вертикально уходящий в известняковую скалу и соединенный проходом с морем на глубине. Это очень популярное место у аквалангистов, с комфортом облачающихся в снаряжение на краю «дыры» и затем уходящих в пучину колодца, чтобы потом вынырнуть на морской стороне.