Энциклопедия Wreck дайвинга. Средиземное море. Нефтяной танкет “Хевен” Греция, глубина 33-90м. Обучение дайвингу в СПБ.

Когда в результате арабо-израильско­го конфликта был перекрыт Суэц­кий канал и возни­кла необходимость обогнуть Африку, чтобы попасть из Европы на Ближ­ний Восток, большие судостроитель­ные компании начали выпуск огром­ных нефтяных танкеров.

«Амоко Милфорд» — первый в серии, состоявшей из четырех одина­ковых кораблей — был построен на вервях Кадис и доставлен в Амоко в 1973 году. Корабль имел длину 1096 футов (334 м), ширину 167 футов (51 м) и был оснащен 14 танкерами, в ко­торых перевозилось в общей сложно­сти 230 ООО тонн неочищенной неф­ти. img052На корабле был установлен ди­зельный! двигатель, мощностью 30 ООО лошадиных сил, который поз­волял судну развивать скорость до 15 узлов при полной загрузке.

В 1985 году «Амоко Милфорд» был продан корпорации «Хэвен Маритим» из Монровии и переимено­ван в «Хэвен». Это название сохра­нилось за танкером и после того, как он был куплен другой либерийской компанией, скрывавшей тот факт, что ее реальными хозяевами были греческие судовладельцы братья Хаджи.

В 1998 году вовремя ирано-ирак­ской войны корабль был атакован иранским фрегатом, в результате чего довольно серьезно пострадал.img053

Танкер был отбуксирован в Син­гапур, и потребовалось целых три месяца, чтобы восстановить его кот­лы, мотор и рулевой механизм. В конце 1990 года корабль снова вы­шел в море. По иронии судьбы суд­но было сдано в аренду иранской нефтяной компании, которая упра­вляла кораблем с помощью грече­ских офицеров и филиппинской ко­манды.

В марте 1991 года «Хэвен», пере­возивший около 224 ООО тонн иран­ской неочищенной нефти, обогнул Африку и 8 марта прибыл в Геную, где на морском терминале оставил часть своего груза. Затем корабль встал на якорь в гавани и начал ждать дальнейших указаний.

Утром 11 апреля экипаж «Хэвена» приступил к выполнению обыч­ной операции по перераспределению части груза, чтобы уравновесить осадку судна. Страшный взрыв со­тряс танкеры переднего отсека, за ним раздался еще один — на корме, и начался пожар. Пожарные тут же приступили к борьбе с пламенем, но ничего не могли поделать. Пожар до­брался до нефти, которая вытекла в море. Только 31 человек из находив­шихся на борту был спасен. Трое сго­рели мгновенно; тела еще двоих, включая капитана, так и не были об­наружены.

Той же ночью корабль, продолжая гореть, начал крениться на бок. Тогда некоторые технические эксперты по­считали, что будет лучше вывезти его как можно дальше в море и затопить. Другие настаивали на том, что будет лучше отбуксировать танкер на мел­ководье близ побережья — по их мнению, это облегчило бы в дальней­шем работы по ликвидации последст­вий пожара.

img049Начальник порта адмирал Алати склонился в пользу второго варианта действий, и корабль был отбуксиро­ван. Когда танкер находился на рас­стоянии примерно 1604 фута (500 м), раздался еще один взрыв — «Хэвен»

потерял часть обшивки и около 190 футов (80 м) передней секции. Тан­кер был отбуксирован к побережью, и оставлен у полоски моря, начинаю­щейся от мыса Пунта Сан-Мартино, расположенного между Аренсано и Коголето.

Здесь утром 14 апреля после двух дней напряженной борьбы пожар внезапно прекратился, но большие объемы нефти все же вытекли в море. Вскоре после этого корабль, окутан­ный облаком дыма, стал опускаться под воду, оставляя после себя на по­верхности воды огромные нефтяные пятна.

Однако на этом все не закончи­лось. Много нефти сгорело, но много осталось на поверхности. Несмотря на оперативное вмешательство, при­влечение других судов и даже нехара­ктерное для подобных случаев ис­пользование плавучих заграждений в целях удержания нефтяных пятен, нефть попала на местные пляжи и на­несла огромный вред окружающей среде.

img060С тех пор «Хэвен» абсолютно на­ходится на дне моря на глубине 178 футов (75 м). Во время судебных раз­бирательств, результатом которых стало оправдание обвиняемых сто­рон, погружение на «Хэвен» явля­лось привилегией немногих избран­ных. Теперь же объект открыт для всех, и всевозможные буи, прикреп­ленные к палубе, указывают путь к огромной дымовой трубе и задней секции корабля, тем самым умень­шая риск при погружении и сокра­щая возможность повторения серии серьезных инцидентов, произошед­ших здесь за последние несколько лет. Однако несмотря на это, такое погружение могут совершить только очень опытные дайверы. Корабль ле­жит очень глубоко в открытом море, где течения достаточно сильные. Верхняя палуба и дымовая труба (об­резанная, чтобы не создавать сложно­сти для прохождения больших кораб­лей) начинаются на глубине более 98 футов (30 м), а корма и палуба распо­лагаются между 170 футами (52 м) и 190 футами (58 м). Видимость по ут­рам обычно хорошая, но ближе к се­редине дня вода мутнеет, и погруже­ние лучше отложить. Если условия хорошие, то погружение на «Хэвен» — это одно из самых захватывающих и волнующих приключений для люби­телей подводного плавания.img058

На корабль сразу же появились колонии морских организмов, разрас­тающихся с необычайной скоростью, вызывая любопытство биологов. Сна­чала здесь в большом количестве появились сидячие полихеты в трубках. Затем стали доминировать морские лилии, которые почти полностью по­крыли корабль: каждый портик, шпиль, любая постройка были укра­шены разноцветными гирляндами морских звезд.

За последние годы популяция морских лилий значительно сократи­лась, на их месте появилось огромное количество разноцветных, перелива­ющихся, как драгоценные камни, жемчужных анемонов, морских губок, устриц, морских огурцов, альционариев (мягких кораллов) анемонов ти­па Alicia mirabilis, а также большое разнообразие рыбы, включая стаи морских окуней с раздвоенными хво­стами, лещей, огромных скорпеновых рыб, морских угрей, кальмаров, лоб- стеров, кефали и всего остального, что составляет фауну Средиземного моря.

Как колонизация могла достиг­нуть подобных размеров за такой ко­роткий период времени?

img054Биологи говорят, что это очень легко объяснить: «Хэвен» затонул на песчаном участке, для которого хара­ктерны сильные течения и, как след­ствие, обилие планктона.

Вокруг сплошной песок, и нет ни одного рифа, который мог бы стать местом обитания морских существ.

Пожар очистил поверхность ко­рабля, практически стерилизовал его, таким образом создав самые благо­приятные условия для колоний мор­ских организмов, которые не встретили здесь никаких препятствий. На самом деле, загрязнения вокруг ко­рабля сделали его избранным местом колонизации.

Из-за размеров танкера и глуби­ны, на которой он расположен, ны­ряльщикам необходимо совершить несколько погружений, чтобы полно­стью оценить его необычную красоту.

Сегодня дайверы спускаются по одной из линий на верхнюю палубу, расположенную на глубине менее 108 футов (33 м). Здесь вы можете остановиться и оценить ситуацию. Первая вещь, которая бросается в глаза, — это обломки мачтового дер­жателя, а из отверстия выглядывает величественный морской угорь. Вас тут же img061окружат стаи морских окуней с раздвоенными хвостами вы увиди­те перекладины, украшенные разно­цветными анемонами.

Плывите дальше к мостику, под которым располагается рубка с руле­вым колесом и щитком электриче­ских переключателей, за которым прячутся огромные лобстеры. Спус­тившись по лестнице, теперь укра­шенной устрицами и анемонами, на нижнюю палубу, вы попадете в каби­ну офицеров. Будьте осторожны — помещение здесь слишком маленькое для того, чтобы сразу много ныряль­щиков попали внутрь. Далее распо­лагается задний ют.

Все сооружения полностью коло­низированы. Везде, куда ни бросишь взгляд, есть что-нибудь интересное, поэтому сложно решить то ли потра­тить время на тщательный осмотр де­талей, то ли осмотреть балки, крылья моста, погнутые пожаром, и вентиля­торы.

Одно из решений — покинуть па­лубу и подняться на корму, чтобы по­любоваться двумя полуразрушенны­ми мачтами и огромной дымовой трубой, которая была обрезана, что­бы позволить дайверам осматривать интерьер корабля.

img055Другой вариант — спуститься на палубу вокруг мостика, откуда вы можете осмотреть кабестаны, сходни, лестницы и грот-мачты. Отсюда сто­ит посмотреть вверх на огромный мост или выглянуть с галерей палубы на дно океана; оно так глубоко, что его невозможно разглядеть, даже ко­гда вода абсолютно чистая.

Только редкие профессионалы решатся исследовать «разлом» (ми­нимальная глубина здесь составляет 155 футов (55 м) или даже спускать­ся в моторную рубку, которая начи­нается на глубине 180 футов (65 м) и спускается до 246 футов (75 м).

Cave Diving в ИСПАНИИ. Русский дайвинг центр в Коста-Брава IDC L’ESCALA. Балтийские хроники. Погружения в Таллинском заливе. Эстония Wreck Diving.

Комментарии запрещены.

free counters