Энциклопедия Wreck дайвинга. Атлантический океан. Британский почтовый корабль “РОНА” 21 м. Обучение дайвингу в СПБ.
Воспоминания о трагической гибели британского почтового корабля «Рона» в 1867 году все еще хранит покоящийся на морском дне стальной корпус корабля. Когда судно раскололось надвое, натолкнувшись на Черный мыс Солт-Айленда в составе Британских Виргинских островов, в волнах погибли 173 человека. Менее 30 были спасены, включая одного, который провел ночь, уцепившись за фок мачту.
«Рона» была построена в 1865 году для королевской почтовой компании «Стим Пэкит» и являлась первым коммерческим судном, на котором был установлен валовый винт. Первоначально корабль двигался с помощью пара, однако он также был оснащен полным набором парусов. На узкой, неказистой с виду «Роне» длиной 310 футов (95 метров) помимо грузовых отделений находилось несколько роскошных частных кабин.
События, результатом которых стало крушение корабля, совпали с началом эпидемии желтой лихорадки в Сан-Томасе. Команде корабля пришлось бросить якорь в Грейт- Харбор-Бей на острове Питер, чтобы взять на борт партию угля и провизии прежде чем продолжить путешествие в Южную Африку. Ночью 29 октября 1867 года разразился невиданный по своей силе ураган, из-за которого якорь судна начал сдвигаться с места несмотря на все усилия капитана Булей. Когда гроза утихла, было принято решение выйти в открытое море, где, по мнению капитана, «Рона» смогла бы лучше противостоять шторму. Якорь, однако, намертво зацепился за что-то на дне. После долгих и безуспешных попыток поднять его, капитан приказал перерубить якорную цепь, и корабль устремился в море. Стараясь миновать известный своей опасностью район вокруг мыса Блонд, «Рона» попыталась проскользнуть по узкому походу между Солт-Айлендом и Дэд- Чест, но натолкнулась на скалы и раскололась пополам. По иронии судьбы, новый виток урагана изменил свое направление, и, останься корабль стоять на якоре в Грейт-Хар- бор-Бей, ничего бы не произошло.
Лучше всего сохранилась носовая секция корабля, который лежит на правом борту на глубине 70 футов (21 м). Элегантный, украшенный морскими губками и кораллами бушприт выступает из песка. Внутренняя часть корпуса практически вся покрыта оранжевыми чашевидными кораллами. Около мачты, гордо выступающей из песка благодаря поддержке «вороньего гнезда», находится проход во внутреннюю часть судна, Вы также можете проникнуть во внутрь через большое отверстие в корпусе, которое находится в задней части носового отсека. Будьте осторожны, т.к. прикосновения и даже выпускаемые ныряльщиками пузырьки воздуха могут нанести вред обломкам.
Деревянная палуба полностью развалилась, однако 10 стальных подпорок, поддерживавших ее, остались на своих местах. Они стоят прямо, напоминая своим видом колонны Греческого храма. Несколько подальше от носа Вы можете увидеть еще семь таких подпорок, но они находятся в более плачевном состоянии. Все подпорки покрыты толстым слоем бриллиантово-красных, желтых и пурпурных губок, что делает их очень привлекательными для ныряльщиков. Во всех помещениях корабля живут рыбы, некоторые из них, такие как рыба-белка и люциан, кажется, считают обломки наиболее естественным местом обитания. Другие, например мириады рыб-сержантов и желтохвостых люцианов, были привлечены дайверам, которые постоянно подкармливали их. Неподалеку отсюда, на мелководье располагается кормовой отсек с винтом и рулевым колесом. Глубина в районе винта составляет примерно 25 футов (8 м). Длинная ось винта хорошо сохранилась, она лишь слегка погнулась, но все еще плотно прикреплена к другим крупным деталям корабля. Серебряная ложка, которая по легенде находилась в чашке капитана Булей, превратилась в металлическую пластинку, отполированную дайверами — считается, что прикосновение к ней приносит удачу. Большие металлические пластины корпуса разбросаны по дну от винта до парового котла. Второй набор подпорок палубы располагается чуть глубже справа, если считать от винта. На покореженном металле вы можете рассмотреть инструменты, в том числе огромную связку гаечных ключей.
Район «Роны» был объявлен администрацией Британских Виргинских островов национальным парком, сами обломки и прилегающая к ним территория охраняются. Прогулочные лодки, яхты и коммерческие суда, используемые для транспортировки дайверов, снабжены специальными якорями и помечены особыми цветными метками.
При желании, можно осмотреть корабль за одно погружение, но лучше все-таки потратить на это по крайней мере два дня: один — на осмотр носового отсека, другой — на корму. И даже в этом случае Вы получите лишь весьма общее представление о «Роне», и Вам неминуемо захочется еще раз вернуться сюда.
Условия погружения обычно хорошие — отличная видимость и относительно спокойное море. Однако, в районе носа течение часто очень сильное.