Энциклопедия Wreck дайвинга. Бывший советский эсминец. Атлантический океан. Кауман Брак. Каймановы острова. Глубина 33м.
Бывший советский эсминец, затопленный 17 сентября 1996 года, — один из самых интересных затонувших объектов в мире с точки зрения расположения.
Судно как бы опирается на северный край стены Кайман Брак, уходя в синие морские глубины. Когда вы плывете на глубине 110 футов (34 м), силуэт высокого острого носа корабля на фоне яркого утреннего неба напоминает поднятый меч. Немного выше на глубине 60 футов (19 м) на носу передней палубы расположены два абсолютно одинаковых дула 76,2-мм пушек, напоминающих о том, что когда-то это был гордый военный корабль. Подобная пушечная установка находится и на задней палубе. Судно было построено в 1964 году в Находке (Россия), пушечный фрегат носил официальный бортовой номер 356, который и сейчас отчетливо различим на внешней стороне корпуса.
Длина эсминца 330 футов (100 м), ширина 43 фута (13 м). Относительно небольшой для корабля такого класса вес в 1590 тонн был достигнут с помощью использования стали для постройки корпуса и алюминия для надпалубных сооружений. Для маневрирования в стандартных условиях использовались два дизельных двигателя мощностью 8000 лошадиных сил, а когда необходимо было развить скорость более 30 узлов, в ход вступали турбины мощностью 10 000 лошадиных сил.
Департамент по охране окружающей среды Каймановых островов, Ассоциация водного спорта Каймановых островов, Туристическая ассоциация «Систер Айленде» и местные волонтеры выкупили корабль у правительства Кубы и приготовили его к затоплению. Судно было переименовано в «М. В. Капитан Кейт Тиббетс» в честь одного из пионеров подводного плавания на Каймановых островах, однако дайвинг-операторы могут называть его «Кейт Тиббетс», «356» или просто «Эсминец». Корабль затопили, закачав воду в нижние помещения; таким образом ни одна деталь судна не была повреждена.
Две якорные цепи отходят непосредственно от корабля: одна от кормы, другая от носа. Дайверы обычно сразу устремляются к носу, т.к. он расположен глубже по сравнению с остальной частью судна. Глубина под килем в носовой части составляет около 80 футов (24 м), а верхушка носа уходит еще глубже — на 110 футов (34 м). Передняя секция главной палубы расположена на глубине 50 футов (15 м), а кормовая палуба — на глубине 45 футов (14 м). Основание под кормой, высота которого составляет 60 футов (18 м), постепенно заполняется песком. Видимость в районе объекта обычно колеблется где-то в пределах 100 футов (31 м), хотя северный ветер может слегка поднять песок со дна, что, естественно, уменьшит прозрачность воды.
На корабль легко проникнуть во многом благодаря тому, что надпалубные сооружения износились из-за штормов и электролиза. В период зимы 1997-1998 годов большая секция центральных сооружений во время шторма упала за борт корабля, открыв тем самым много возможностей для проникновения внутрь. Алюминиевые конструкции над главной палубой продолжают разрушаться гораздо быстрее, чем стальной корпус судна.
В недавно открывшуюся часть корабля нужно проникать осторожно, т.к. можно натолкнуться на обломки. Для проникновения в самые труднодоступные места необходим опыт и специальное оборудование.
Хотя из-за прозрачности воды и относительно небольшой глубины с первого взгляда корабль и кажется очень большим, торопиться не стоит. Большинство дайверов тратят достаточно много времени на то, чтобы хотя бы раз полностью осмотреть эсминец, делают паузы перед входом на мост и в другие внутренние части.
Орудия обычно вызывают повышенный интерес, но большинство рыб живут вокруг сложной радарной установки, расположенной на глубине всего лишь 30 футов (9 м) от поверхности это самая высокая часть судна.
Более крупные обитатели моря, такие, например, как серые мурены, морские черепахи и различные виды крупных морских окуней, тоже уже долгие годы обитают среди обломков судна.