70 лет без вести. Подводная лодка «С-9». Найдена экспедицией “Поклон кораблям великой победы”. Фото и видео съемку выполнил Сергей Кравчук “Школа технического дайвинга” Санкт-Петербург.

70 лет без вести. Подводная лодка «С-9» .

В годы Великой отечественной войны для поддержания немецкой военной машины стратегически важно было транспортное сообщение в Балтийском море, поставки руды добываемой в шахтах в Швеции в Германию, и продовольствия и войск из Германии в Финляндию. Срыв грузовых перевозок и прекращение поставок руды серьезно осложняли работу немецкой военной промышленности и действия немецкой армии. В связи с тем, что господство в Балтийском море и в воздухе принадлежало противнику, Советские корабли были заперты в Кронштадте. Основной опасностью в Балтийском море для немецких транспортных кораблей были подводные лодки. Немцы прилагали максимальные усилия для того, чтобы блокировать Советские подводные лодки в верхней части Финского залива, таким образом, обеспечив безопасность своим транспортным конвоям.

Весной 1942 г. в довольно короткий срок немцы создали две мощнейшие минно-артиллерийские противолодочные позиции: Гогландскую и Нарген-Порккалла-Уддскую. Каждая из этих позиций состояла из нескольких рядов минных заграждений, располагающихся поперек вероятных путей развертывания советских подводных лодок. Протяженность их по фронту предусматривалась таковой, чтобы ни справа, ни слева обойти их было невозможно. Между шхерными районами Порккалла-Удд и островом Нарген (Найсар) параллельно линии Хельсинки – Таллин было оборудовано минное заграждение «Назхорн» («Носорог»). Второе минное заграждение было установлено по 27-му меридиану восточной долготы. Называлось это заграждение «Зеигль» («Морской еж»).

Кроме этих двух заграждений было установлено и третье – между островами Лавенсаари и Котлином под названием «Тигр». Рядом с ним – четвертое под названием «Урс». Пятое, довольно мощное заграждение располагалось к югу от острова Лавенсаари и называлось «Зйехунд» («Тюлень») В общей сложности к лету 1942 г. в Финском заливе было выставлено 21 тыс. мин. Донные неконтактные мины ставились в линии с интервалом 40-60 м и на глубинах свыше 50 м с целью недопущения проскальзывания подводных лодок у самого дна.

Особую опасность для наших подводных лодок представляли противолодочные сетевые заграждения. В наиболее узком месте Финского залива (на Нарген-Порккалло-Уддской позиции) немцы с помощью соединения сетевых заграждений установили две линии мощных противолодочных сетей, отстоявших друг от друга на 70-100 м. Сети эти были весьма прочными, т.к. изготовлялись из стального троса диаметром 18 мм. К дну залива сети крепились тяжелыми якорями, а на плаву в вертикальном положении удерживались на многочисленных поплавках. Углубление сетей от поверхности воды достигало 40-70 м, практически перекрывая в этом районе весь диапазон возможной глубины хода подводных лодок. Там же, где глубина позволяла лодкам проскользнуть под сетью, были поставлены донные мины.

Новое противолодочное заграждение, состоящее из противолодочных сетей и мин, называлось «Вальрос». По флангам его были установлены подводные гидроакустические станции. Вдоль противолодочных сетей курсировали подвижные корабельные дозоры. Только в западной части Финского залива было сосредоточено 240 различных противолодочных кораблей и катеров, готовых в любую минуту ринуться в сторону обнаруженной лодки. Нигде и никогда подводные лодки не оказывались в таких жесточайших условиях как советские на Балтике во время Великой Отечественной войны.

В свой последний поход для разведки Нарген-Порккала-Удского рубежа «С-9» вышла 30 июля 1943 года. Пройдя незаметно все минные поля, 7-9 августа подводная лодка обследовала противолодочные сети и сообщила об обстановке. Попытка форсирования сетевого заграждения окончилась неудачей. Пытаясь прорваться, «С-9» выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена силами ПЛО и атакована. В ночь на 12 августа подводная лодка сообщила о своем возвращении и запросила время и место встречи с эскортом. Больше «С-9» на связь не выходила.

Трейлер к фильму “70 лет без вести. Подводная лодка С-9″. Студия “Океан”. По материалам экспедиции “Поклон кораблям великой победы” Линейный корабль 19 века «Лефорт». Найден экспедицией “Поклон кораблям великой победы”. Фото и видео съемку выполнил Сергей Кравчук “Школа технического дайвинга” Санкт-Петербург.

Нет комментариев

Оставить комментарий





XHTML: Вы можете использовать следующие тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

free counters